Posted 14 октября 2021,, 15:30

Published 14 октября 2021,, 15:30

Modified 1 февраля, 15:49

Updated 1 февраля, 15:49

Названы основные риски для России от введения углеродного налога

14 октября 2021, 15:30
В зоне риска оказываются базовые отрасли промышленности, в том числе металлургия, химпром и лесопромышленный комплекс.

В России наибольшему риску от введения трансграничного углеродного налога в ЕС подвергаются базовые отрасли промышленности. Об этом сегодня заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов заявил в рамках конгресса «ESG — (P) Эволюция».

По его словам, речь идет в том числе о металлургии, химической промышленности и лесопромышленном комплексе, сообщает РБК.

Впрочем, указал замминистра, компании проводят экологическую модернизацию производства.

Со своей стороны, выступавший на конгрессе вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Давид Якобашвили отметил, что в направлении более экологичного ведения бизнеса сейчас движется весь мир. По его мнению, Россия находится «чуть-чуть» позади и должна сократить этот разрыв. «Я думаю, что в России, когда бизнес за что-то берется, делает это быстрее, чем кто-либо, и сможет догнать», — заключил Якобашвили.

По его мнению, «семимильными шагами» в направлении экологической повестки компании подтолкнула ситуация с распространением коронавируса, а также изменения в окружающей среде.

Напомним также, еще в начале августа аналитики исследовательской группы «Петромаркет» подсчитали, что российские компании-экспортеры могут заплатить по трансграничному углеродному налогу Европы 760 млрд руб. за 10 лет, но большую часть этой суммы компенсирует рост цен на попадающую под налог продукцию, вызванный введением углеродного сбора.

«Суммарно по алюминиевой промышленности, газохимии, цементной промышленности, черной металлургии отчисления по импортному углеродному сбору за ввоз на территорию ЕС продукции из России в целом за 10 лет с 2026 по 2035 год, по нашим оценкам, составят чуть более 760 миллиардов рублей в ценах 2021 года», — приводил ПРАЙМ выдержки из соответствующего исследования.

Ранее, 14 июля 2021 года, Еврокомиссия обнародовала свои предложения по сокращению вредных выбросов. Кроме трансграничного механизма углеродного регулирования в них поставлены новые цели по выбросу диоксида углерода автомобилями. Так, предполагается, что к 2025 году он сократится на 15%, к 2030 году — на 55%, а еще через пять лет ЕС планирует полностью перейти на «чистые» машины.

Комментируя данную инициативу, в Минэкономразвития (МЭР) РФ заявляли, что идея ввести сборы с импортируемых в Европейский союз товаров в зависимости от их углеродного следа затронет российские поставки железа, стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме $7,6 млрд.

В министерстве разъяснили, что разработанный Еврокомиссией механизм трансграничного углеродного регулирования предполагает, что металлы, трубы, удобрения, цемент и электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов углекислого газа, который образовался при их производстве. Инициатива предусматривает, что цена тонны газа будет соответствовать средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы ЕС торговли квотами на выбросы.

При этом глава МЭР Максим Решетников выражал надежду, что в ЕС обеспечат соответствие документа нормам ВТО, Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других международных соглашений. Он также усомнился в том, что предлагаемый механизм ЕС и борьба с изменениями климата взаимосвязаны.

По словам Решетникова, Парижское соглашение по климату гарантирует странам право определять, какой метод борьбы с изменением климата для них наиболее эффективен. «Глобальную проблему можно решить только с помощью скоординированных действий всех стран. Тем более что Рамочная конвенция ООН об изменении климата прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли», — отметил министр.