Posted 9 июня 2020,, 17:48

Published 9 июня 2020,, 17:48

Modified 1 февраля, 01:48

Updated 1 февраля, 01:48

Москва первый день на свободе, Ефремова равняют с доцентом Соколовым, а Крым готовится распахнуть двери и ваши кошельки

9 июня 2020, 17:48
Евгений Евдокимов
«Росбалт» подводит итоги дня, определяя ТОП-5 самых интересных событий и трендов в разных сферах жизни.

Итак, чем запомнится 9 июня 2020 года?

1. Москвичи дождались прорыва изоляции

«Я свободен», — несется над Москвой. Именно эта песня Валерия Кипелова по данным сервиса «Яндекс.Музыка» стала самым популярным треком в столице в день снятия режима самоизоляции и отмены цифровых пропусков. И вообще, жизнь вдруг как-то прямо на глазах стала улучшаться. Городские власти отчитались о начавшейся стабилизации на рынке труда и росте выручки предприятий малого и среднего бизнеса. Вдобавок лето пришло, погода наладилась, а эта неделя и две следующих короткие — по четыре рабочих дня. Казалось бы, живи и радуйся.

Однако забыть, что значит страх, нам до конца не дают. Хотя все меньше людей желают носить маски и перчатки, жителей столицы все же призывают помнить про «режим самосохранения». К этим увещеваниям подключилась и представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович, по словам которой, «москвичам следует по-прежнему тщательно и часто мыть руки, пользоваться антисептиками и соблюдать респираторный этикет». В общем, наш словарный запас пополняется новыми мудреными фразами, общий смысл которых, однако, довольно прост: «Граждане, власть сделала для вас все, что могла. Теперь вы сами постарайтесь уберечься от заразы и не угодить под аппарат ИВЛ».

И хотя в Кремле не согласны с теми, кто считает «стремительным» снятие в Москве режима самоизоляции, коронавирус пока остается с нами — в столице за сутки зарегистрированы 1572 новых случая COVID-19, умерли 59 человек, выздоровели — 5390. Так что «сжигать последний мост», как в песне Кипелова, и полностью забывать об осторожности пока явно рано.

2. Резонанс вокруг пьяного ДТП Ефремова затмит многие прежние скандалы

Как видно, пьяные за рулем — проблема для нашей страны тяжелее, чем дураки и дороги вместе взятые. Произошла трагедия. Актер Михаил Ефремов сел пьяным за руль, вылетел на встречку, врезался фургон, водитель которого Сергей Захаров получил тяжелые травмы и умер в больнице. Позже в квартире Ефремова прошел обыск, а также появились сообщения, что в крови актера обнаружены следы наркотиков.

Это ДТП, случившееся в Москве накануне поздно вечером, вызвало огромный резонанс. Меньше, чем за сутки, оно подняло сразу несколько важных тем, часть из которых прежде почти не обсуждались.

Как у нас обстоят дела с неотвратимостью наказаний для знаменитостей «которых все знают и которые сами могут позвонить кому угодно»? Получит ли «мажор» Ефремов реальный срок или отделается более легко, потому что «элита своих не сдает», недаром же его сначала отпустили под домашний арест? С другой стороны, актер обращал свой талант против нынешней российской власти и очень популярен в оппозиционной среде. Не будет ли это ДТП, наоборот, использовано для демонстративной расправы с «распоясавшимся либералом», раз уж он «сам так подставился»? Нужно ли сажать за такие преступления в тюрьму, или будет лучше, если виновник пожизненно лишится прав и возьмет на содержание семью погибшего? Правильно ли осуждать кого-то за «безнаказанность», если ты сам гонял по встречке с непонятно как полученной мигалкой? Наконец, нужно ли поставить отбойники на Садовом кольце, пусть даже перекрыв проезд «членовозам», которые пользуются этой спецтрассой?

Как бы то ни было, уже понятно, что дебаты нас ждут не менее горячие, чем после поимки доцента-расчленителя Соколова или дебоша с участием звезд футбола Кокорина и Мамаева.

3. Норильское пятно — чем дальше, тем масштабнее

С каждым днем последствия разлива более 21 тысячи тонн топлива в Норильске выглядят все тяжелее. О том, что больше всего беспокоит жителей Норильска после экологической катастрофы, в подкасте «Росбалта» рассказал член Российского географического общества Геннадий Полторыхин.

И без того крупная катастрофа обрастает новыми деталями, причем не только экологического и экономического, но и политического характера. Мазут не удалось удержать боновыми заграждениями, и он распространяется по водной системе Таймыра. Топливо обнаружили в озере Пясино, за судьбу которого теперь очень беспокоится красноярский губернатор Александр Усс. Этот же чиновник, получивший нагоняй от президента за то, что информация о ЧП поступила в Москву с запозданием, перекладывает ответственность на владельца аварийного резервуара — компанию «Норникель», которая, по его словам, несколько дней врала общественности насчет утечки. Теперь слухи про возможность национализации «Норникеля» набирают силу по второму кругу.

Вопрос приобретает государственный характер. Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев уже даже заявил, что ЧП в Норильске может сыграть на руку тем, кто «стремится дискредитировать российскую политику в Арктике». Впрочем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уточнил, что авария никак не отразится на планах по масштабному освоению Заполярья. Тем не менее, все оргвыводы из этой истории Кремль явно еще не сделал. Там не принято рубить головы сгоряча, так что наказание кого-то посерьезнее, чем начальник цеха норильской ТЭЦ-3, еще впереди.

4. Работе время, зарплате — час

В Госдуме разработали законопроект о минимальной почасовой оплате труда. При этом фракция ЛДПР предлагает установить ее в размере 150 рублей при заключении срочных трудовых договоров на условиях неполного рабочего времени.

Предполагается, что введение почасовой оплаты позволит решить проблему, когда работодатели отказываются заключать трудовые договоры на неопределенный срок чтобы избежать обязательств, связанных с сокращением персонала. По оценке экономиста Игоря Николаева, в целом почасовая оплата труда — более справедливая система, на которую уже перешли многие страны.

Идея не нова, ее вспоминали каждый раз, начиная с 2000 года, когда речь заходила о повышении МРОТ, но без особого успеха. Однако коронавирус и тут вносит свои коррективы. При нынешних изменениях на рынке труда почасовая оплата может быть наконец востребована, полагает замглавы Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

5. Отпуск без сохранения денег

Глава Республики Крым Сергей Аксенов заявил об отмене с 15 июня обязательного помещения в обсерваторы всех приезжающих из регионов России. А с 1 июля, «если позволит эпидситуация», откроются крымские санатории и отели. Вместе с тем,

остающиеся ограничения будут мешать восстановлению туризма в России, а цены на отдых могут вырасти в полтора-два раза, сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

Понятно, что при сохранении запретов на международные перелеты южные регионы России станут более притягательными для тех, у кого еще остались деньги на отпуск. Вопрос только в том, что окажется сильнее — стремление людей после карантина во что бы то ни стало добраться до моря или желание местных бизнесменов восполнить выпавшие из-за эпидемии доходы повышением цен на курортные услуги, раз уж деваться туристам особо некуда.

Евгений Евдокимов

Смотрите на YouTube-канале «Росбалт. News» итоговую программу «О!Пять! Росбалт», где представлен авторский взгляд журналистов агентства на самые интересные события недели в стране и мире.