Posted 16 июня 2020,, 16:43

Published 16 июня 2020,, 16:43

Modified 30 марта, 14:00

Updated 30 марта, 14:00

В России начнут платить за переработку на удаленке, учеников повернут лицом к школам, а КНДР взрывается от обиды

16 июня 2020, 16:43
Евгений Евдокимов
«Росбалт» подводит итоги дня, определяя самые интересные события и тренды в разных сферах жизни.

Итак, чем запомнится 16 июня 2020 года?

1. Работа из «офиса на диване» станет законной и более выгодной

Введение ограничительных мер в связи с пандемией нового коронавируса потребовало от властей таких действий, о которых они ранее не задумывались. В частности, правительство столкнулись с проблемой, когда понадобилось ввести режим самоизоляции, но при этом хотя бы частично уберечь экономику, разрешив работать из дома тем, кто это может. Действующее трудовое законодательство такого случая не предусматривает, там все просто: не появился на рабочем месте — прогул и увольнение.

В экстренных условиях на юридическую коллизию закрыли глаза, но вот, наконец, настало время узаконить то, что уже два с лишним месяца существует де-факто. Спикеры обеих палат парламента Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о регулировании дистанционной и удаленной работы.

Режим удаленной работы предлагается вводить на основании соглашения сторон, производственной необходимости или обстоятельств непредвиденного характера. Кроме того, дистанционных работников будет запрещено увольнять по причинам, которые определяет сам работодатель, например, из-за отсутствия достаточного объема работы.

Узаконят и режим труда в «домашних офисах». Например, никто не сможет потребовать, круглосуточно быть на связи с начальством. На осталось без внимания и то обстоятельство, что при уходе на удаленку зачастую приходится работать дольше, чем обычно. После принятия законопроекта рабочее время будет четко прописываться, а все, что сверх него, оплачиваться как сверхурочная работа.

Не в накладе останутся и работодатели — у значительной их части открылись глаза на тот факт, что сотрудникам, чтобы быть эффективными, вовсе не обязательно высиживать положенные часы в офисе. Так что, вполне возможно, «удаленка» из вынужденной меры превратится в модный и прогрессивный способ организации труда.

Впрочем, день не обошелся и без горькой пилюли. В Минтруд направлен законопроект о резком сокращении новогодних праздников в 2021 году. Глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов полагает, что вынужденные нерабочие дни, которые были введены весной, надо компенсировать, сделав рабочей неделю с 4 по 8 января (за исключением 7 января. Логика понятна, но как быть с тем, что такое предложение ударит по людям, которые всю весну работали без отдыха, в том числе, удаленно? Получается, они тоже останутся без полноценных новогодних праздников.

2. Российских школьников заставят показать свое лицо

Карантин и каникулы не могут сменять друг друга вечно, так что когда-нибудь дети снова пойдут в школу. И вряд ли в масках — ведь иначе как их лица будут считывать камеры на входе? О том, что российские школы будут оснащены системой распознавания лиц, а видеонаблюдение будет вестись как в самом здании, так и около него, сообщает газета «Ведомости» (возможно, это один из последних интересных материалов в этом издании, которое переживает тяжелый кризис).

Эксперимент уже начался — систему поставили в 1608 общеобразовательных учреждений 12 регионов. В дальнейшем ее хотят установить во всех российских школах, а их более 43 тысяч. При этом с подрядчиком, которым стал Национальный центр информатизации, заключены контракты более чем на два миллиарда рублей.

Идея уже вызвала критику, в том числе со стороны Национального родительского комитета, глава которого Ирина Волынец выступила против превращения учебных заведений в «электронный концлагерь». По ее мнению, нужно сначала сделать так, чтобы детям не приходилось бегать в туалеты на улицу, а уже после тратить деньги на такие системы. Есть и вопросы насчет того, как будет соблюдаться баланс между безопасностью учеников и контролем за ними, который может превращаться в тотальную слежку.

Кроме того, в школах и правда хватает проблем, на решение которых никто не спешит бросать бюджетные миллиарды. Например, исследование, проведенное до начала карантина, показало, что почти четверть российских учащихся недовольны школьными обедами — им не нравится ни вкус, ни внешний вид того, чем их кормят.

3. Северная Корея решила напомнить, что от нее проблем больше, чем от вируса

В демилитаризованной зоне, разделяющей Северную и Южную Кореи что-то громко бахнуло и задымилось. Как выяснилось, это были мечты южнокорейского президента Му Чжэ Ина о мирном воссоединении полуострова. Точнее, по решению властей КНДР был взорван межкорейский офис связи в Кэсоне и прекращены все контакты с южным соседом.

В Пхеньяне обиделись на пропагандистские акции бывших сограждан, бежавших на Юг. Ранее Ким Е Чжон — сестра лидера КНДР Ким Чен Ына, предупредила, что Пхеньян может пойти на применение против Сеула силовых методов, если тот не прекратит подобную практику.

В Южной Корее на всякий случай привели войска в состояние повышенной готовности, хотя большинство экспертов сомневаются в том, что начнется большая война. Скорее всего, громкая акция понадобилась Пхеньяну для того, чтобы напомнить о себе мировому сообществу, занятому пандемией коронавируса. КНДР добивается отмены международных санкций по линии Совбеза ООН, удушающих ее и без того немощную экономику. А делать это в Пхеньяне умеют только одним способом: «посмотрите, какие мы ужасные, дайте, что мы хотим, а не то еще хуже будет».

Евгений Евдокимов

Смотрите на YouTube-канале «Росбалт. News» итоговую программу «О!Пять! Росбалт», где представлен авторский взгляд журналистов агентства на самые интересные события недели в стране и мире.