Posted 8 февраля 2019,, 11:06

Published 8 февраля 2019,, 11:06

Modified 31 января, 22:02

Updated 31 января, 22:02

Пять ролей в кино, по которым Сергея Юрского будут помнить зрители

8 февраля 2019, 11:06
Актер умер сегодня в Москве.

8 февраля в возрасте 83 лет умер актер Сергей Юрский. Артист родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. В начале 50-х он поступил на юридический факультет ЛГУ (ныне СПбГУ), но в 1955 году, после 3-го курса юрфака, поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института.

Уже после окончания 2-го курса в 1957 году Сергея Юрского пригласили в Большой драматический театр имени М. Горького (БДТ). В БДТ с середины 1960-х годов он был одним из ведущих актеров труппы театра под руководством классика советской театральной режиссуры Георгия Товстоногова.

В БДТ Сергей Юрский дебютировал и как режиссер, поставив в 1974 году спектакль «Мольер» по исторической биографии Михаила Булгакова.

В 1978 году Сергей Юрский переехал в Москву и стал актером, а впоследствии и режиссером Театра имени Моссовета, где прослужил до последних своих дней.

Театральную карьеру Сергея Юрского можно назвать главным делом его жизни, но широкой публике он, прежде всего, известен по ролям в кино. «Росбалт Like» выбрал пять главных персонажей, сыгранных Сергеем Юрским в фильмах, которые у зрителей всегда будут ассоциироваться с именем актера.

1. ВикНикСор, фильм «Республика ШКИД», 1966 год.

Роль создателя Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков имени Достоевского (ШКИД) Виктора Сороки-Росинского, которого воспитанники называли Викниксор для Сергея Юрского стала первой большой драматической ролью (если не считать комедию «Человек ниоткуда» 1961 года) в кино. Он великолепно сыграл педагога-интеллигента, борющегося с дурными наклонностями представителей низов «простого народа» — беспризорниками — ради них самих и их будущего.

2. Остап Бендер, «Золотой телёнок», 1968 год.

Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой теленок» 1968 года. При этом многие критики и зрители до сих пор считают его лучшим Остапом в кино.

3. Импровизатор, «Маленькие трагедии», 1979 год.

В этом эпизоде фильма Михаила Швейцера обыгрывается конфликт «Моцарт — Сальери». Георгий Тараторкин исполняет роль условного Сальери. Он считает себя поэтом, мучительно пытается творить, несмотря на отсутствие таланта. И его бесит, что Бог наградил безусловным даром не его, трудягу и нравственного человека, а какого-то алчного и «разбрасывающегося» типа.

Герой Юрского здесь произносит монолог от лица творца, натерпевшегося от разного рода «сальери», цензоров и завистников-коллег.

4. Иван Сергеевич Груздев, «Место встречи изменить нельзя», 1979 год.

В телесериале «Место встречи изменить нельзя» Юрский опять играет интеллигента — врача Ивана Сергеевича Груздева, обвиненного в убийстве бывшей жены. На виновности Груздева настаивает капитан Жеглов в исполнении Владимира Высоцкого. В фильме множество отличных сцен, показывающих конфликт между персонажами (например, диалог между Жегловым и карманником Кирпичом), но противостояние Жеглов-Груздев — это если не борьба добра со злом, то точно столкновение мировоззрений. «Для него люди — мусор», — говорит о Жеглове Груздев.

5. Дядя Митя, «Любовь и голуби», 1984 год.

Самая нетипичная и, пожалуй, самая популярная роль Сергея Юрского в кино. В фильме он играет дядю Митю — деревенского выпивоху, смешного резонера. Дядя Митя со своей фольклорной комичностью настолько далек от привычного образа героев Сергея Юрского, что масштаб и сила перевоплощения актера даже немного отдает мистикой. Настолько это совершенно другой человек.

Нельзя не отметить ,что Сергей Юрский, помимо прочего, был без преувеличения гениальным чтецом стихов и литературных текстов. Посмотрите как он читает произведения Даниила Хармса.