Posted 9 октября 2019,, 17:12

Published 9 октября 2019,, 17:12

Modified 30 марта, 15:48

Updated 30 марта, 15:48

«Лайкать страшно, поглажу курсором»: музыканты один за другим выносят приговор системе и времени

9 октября 2019, 17:12
Современные (и не очень) исполнители чувствуют перемены настроений аудитории, в обществе острее других. И теперь просто не могут не петь «про политику».

У эпохи надвигающихся больших перемен всегда есть свой саундтрек. В период Перестройки, в конце 80-х годов прошлого века, вообще не было ни одной песни, что называется, «за власть».

Кобзон, Лещенко и прочие официальные голоса еще продолжали петь о партии и любви к Родине, но этого просто уже никто не замечал. Нерв времени выражали такие композиции, как «Предчувствие гражданской войны» ДДТ, «Поезд в огне» «Аквариума», «Скованные одной цепью» «Наутилуса», «Мое поколение» «Алисы», «Перемен» «Кино» или «Твой папа — фашист» группы «Телевизор».

В этих песнях было главное — правда об окружающей реальности, выражение всеобщего ощущения (которое есть и сегодня), что так больше жить нельзя.

Прошло почти 40 лет, и протестный саундтрек вновь стал мейнстримом. Власть своим постоянным враньем, лицемерием и стремлением забетонировать любые ростки всего настоящего и честного отвратила от себя в первую очередь молодежь, остро чувствующую неправду и несправедливость. Музыканты, живущие на нерве времени, раньше и четче других почувствовали, что сейчас не петь «про политику» просто невозможно. Это ведь не просто значит потерять аудиторию, это самоцензура — самоубийство для любого настоящего творца.

Нынешней осенью невозможно не заметить просто-таки вал «песен протеста». Конец лета и осень 2019 года с большой вероятностью войдут отдельной статьей в энциклопедию русской музыки как период, когда песни стали важнейшим из искусств.

Для иллюстрации возьмем треки, вышедшие за только последний месяц. Какое разнообразие и какие мощные на фоне пустых эстрадных песенок высказывания!

10 сентября рэпер Noize MC (Иван Алексеев) опубликовал на YouTube композицию «Все как у людей», записанную для сборника-трибьюта «Без меня», приуроченного к 55-му дню рождения лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Музыкант не просто сделал кавер. Он представил композицию со своим текстом, где рефреном-припевом идут слова из легендарной песни Летова.

К сожалению (и это тоже примета времени), в песне есть матерные слова, поэтому «Росбалт» не может ее разместить полностью. Но в Сети нашелся фрагмент клипа:

Интро — слова Владимира Путина:

«Нам всем кажется, что если — не скрою, и мне иногда так кажется — что если навести твердый порядок жесткой рукой, то всем нам станет жить лучше, комфортнее и безопаснее. На самом деле эта „комфортность“ очень быстро пройдет, потому что эта жесткая рука начнет нас очень быстро душить».

Куплет 1: Noize MC:

Куплет 2: Noize MC:

А девочка из конной полиции
С белым айфоном на белом жеребце
Ждет в Инстаграме лайка от принца
И ждет от Черной Пятницы низких цен
Мерно цокают копытца по улице
Винтят демонстрантов мальчики-коллеги
Обсуждают рецепты подружки-умницы
В недозаблокированной «телеге»
Она завтра купит в «Меге» наборчик LEGO
Для племянника на его рождения день
В наборе — автозак и три человека:
Двое ментов на одного — все как у людей
Все как у людей

Куплет 3: Noize MC:

СМИ голосят то, что повсюду агенты МИ-6, ЦРУ и Моссада
Пугают исчадием ада звездно-полосато-носато-пейсатым
Лед под ногами майора ломается легче, чем корка фалафеля:
Майор не боится, майор не утонет — майор, если что, в батискафе
Ты слышишь, как скрепы скрипят и жужжат старомодным дабстепом?
Это снова, словно Челубей с Пересветом, насмерть бьются «совдеп» с Госдепом
А чтобы чужие боялись, своих посильнее бей

Куплет 4: Noize MC:

Слышь, не нагнетай, перестань —
Если кипеш реальный начнется, что будет, представь!
Если тут тебе неймется — так (уезжай) в Пиндостан:
(Зачем) ты все надрываешься? В натуре, достал!
От дерьма на вентиляторе дышать не легче —
Лишь охота респираторы прижать покрепче
Без тебя хватает смрада — орать легко
Все знают, как не надо, как быть — никто
Политшапито. Медиаклоунада:
У каждой хламидомонады — ума палата
И на все — свои взгляды
А ты что-то (говоришь) многовато нам тут
Для заложника режима, сука, с кляпом во рту
Протест невзатяг, бунт в соцсетях
Пляски под чужую дудку на чужих костях
Лучше бы шишек газпромовских развлекал
По жирным заказникам в шикарных особняках
Мир однокомнатных квартир с совмещенным санузлом:
Микрофон за 100 рублей, самопальное музло
Ты же выбрался оттуда? Значит, повезло!
Так фильтруй базар и множь на счету число:
Уютная коробка мещанского райка
Лубочные картинки про счастье дурака
Типичные сюжеты — культуры суррогат:
Душонка — по дешевке, а шкура — дорога
Но ты давай вон спроси у своих детей
Где их папа нужней: в сводках новостей
Чтоб ноги об него вытирать по телику?
Или в коридоре, чтоб сиденье поднять у велика?
Скучно, что ли, живется без (люлей)?
Пока кормят — ешь, пока поят — пей

(Концовка, звучит голос из динамика): «Это ваши сыновья, будьте благоразумны, не нарушайте общ… (ественный порядок)».

За прошедший месяц появился еще один клип, который также можно назвать политизированным. Но особенно занимательными были последствия его появления. Впервые в истории современной российской популярной музыки исполнители создали настолько тупую, диссонирующую с общим настроением «агитку», что ее в итоге пришлось удалить. А исполнителей теперь можно называть рекордсменами по ненавиcти пользователей Youtube.

Кто-то залил клип рэперов на Pornhub.

Тимати и Гуф опубликовали 7 сентября, за день до выборов в Мосгордуму, клип на трек «Москва». К 9 сентября у ролика был уже миллион дизлайков — это антирекорд для российского YouTube. В своих куплетах рэперы, к примеру, зачитывали фразы типа: «не хожу на митинги, не втираю дичь» и т. п.

Позже Тимати удалил клип, а Гуф извинился в Instagram: «Развели меня, подставили. Я вас, наверное, понимаю теперь. В этот раз я извиняюсь перед вами. Я очень горд за ту молодежь, что есть те, кто разбирается в политике и ищет какое-то светлое будущее».

От клипа остался не только рекорд по дизлайкам (всего их успело набраться почти полтора миллиона), но и куплеты с переделкой текста песни. Самые приличные из них:

Не хожу на митинги
Не втираю дичь
Дна Ютуба русского
Я решил достичь

Не хожу на митинги
Не втираю дичь
У меня диагноз
Мозга паралич.

19 сентября в Сети появился… нет, не музыкальный клип, но перформанс, организованный мегапопулярным рэпером Oxxxymiron (Мирон Федоров). Он провел на своем канале в YouTube онлайн-трансляцию, названную «#сядьзатекст». Oxxxymiron и приглашенные звезды демонстрировали, что было бы, если бы классиков мировой литературы судили по законам современной Российской Федерации.

Вот как это выглядело на примере лидера группы ДДТ Юрия Шевчука, читающего «На смерть поэта» Михаила Лермонтова:

В акции также приняли участие: актеры Александр Петров, Александр Горчилин и Настасья Самбурская, сценарист Михаил Идов, рэпер Баста (Василий Вакуленко), музыкант Юрий Шевчук, блогер Руслан Усачев, хип-хоп-исполнитель LʼOne и журналист Леонид Парфенов — всего 79 человек.

Следующей по хронологии песней стал «Вечерний М.» патриарха русского рока Бориса Гребенщикова. Композиция появилась на YouTube 28 сентября. Это, конечно, не программное высказывание типа «Поезда в огне», песня посвящена конкретному явлению — пропагандистам на российском телевидении. Но если уж БГ не смог промолчать, значит, времена точно изменились.

Слова песни:

Я всю жизнь брожу по просторам
И готов еще жизнь так кружить.
И кого ни спроси — все несутся в такси
И никто не научит как жить.

Но в центре просторов есть место
Где светло и туда все глядят.
И там на совесть и честь всех научат как есть: Детей, стариков и ребят.

Вечерний мудозвон! Вечерний мудозвон!
Подлинный труженик наших времен.
Вечерний, вечерний. Вечерний мудозвон! Вечерний мудозвон!
Честнее, правдивей и лучше всех он
Вечерний мудозвон.

Он все, что закажут — расскажет
И ответит на каждый вопрос.
У народа душа, но за ней ни гроша,
Но зато мы утерли всем нос!

Он сияет, как новый полтинник,
С него капают лосьоны и лак
И когда гопота распинает Христа,
Он объяснит отчего Христос враг.

Вечерний мудозвон! Вечерний мудозвон!
Когда нужна правда — правдивей всех он.
Вечерний, вечерний. Вечерний мудозвон! Вечерний мудозвон!
Вот истинный памятник наших времен.
Вечерний мудозвон.

Как уже писал «Росбалт Like», после выхода «Вечернего М.» телепропагандист Владимир Соловьев впал в какое-то экзальтированное состояние.

30 сентября рэпер Фейс (Иван Дремин), известный своей активной общественной позицией (он, к примеру, выступал на одном из летних московских митингов), выпустил альбом «12». Неблагополучные семьи, «Россия-Бутырка», полицейский произвол — все это есть в новом альбоме. В треке «Лабиринт» есть такие строки: «Быть против власти — не значит быть против Родины, я люблю Россию за запах черной смородины. Не дам русофобам нажиться на моих взглядах. Я в золотых полях и колосьях, ляг со мной рядом».

Уже через неделю — вечером 7 октября — рэпер Хаски (Дмитрий Кузнецов) выпустил песню «7 октября». В паблике Хаски за десять минут до полуночи появился анонс трека: «Когда почти забыл поздравить, но все-таки успел». 7 октября — день рождения Владимира Путина.

Песня насыщена отсылками к новейшей истории России, некоторые из них не сразу понятны, другие очевидны. Например, первая строка «Могила… На могиле эпитафия: „Я умер, но бессмертна мафия“». Такая надпись есть на надгробии могилы Леонида Усвяцова на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Как писал в 2017 году «Дождь», Усвяцов был тренером в секции, куда ходили заниматься еще юные Владимир Путин и Аркадий Ротенберг.

И вся песня переполнена такими намеками, которые в комментариях к клипу на YouTube пытаются расшифровать зрители.

Тут полный текст просто необходим — Хаски читает так, что люди старшего поколения могут разобрать далеко не все.

«7 октября»:

Могила на могиле — эпитафия
Я умер, но бессмертная мафия.

Самый популярный комментарий к этому клипу звучит так: «Лайкать страшно, поглажу курсором».

И вот сегодня, 9 октября, спустя чуть больше суток после Хаски, старейшина цеха российского хип-хопа Лигалайз (Андрей Меньшиков) выпустил клип на композицию «Застой 2.0». Видео снял режиссер «России 88», «Гоп-стопа» и «Салам Масквы» Павел Бардин.

Рэпер начинает с того, что ему «пришла пора записаться в русофобы», потому что он решил выступить с критикой положения дел в стране. «Только давай не будем делать вид, что не идет холодная гражданская война», — эти строчки произносятся на фоне видеоряда, где омоновцы борются с балеринами. Владимира Путина в треке называют «с колена поднимателем».

Полный текст песни «Застой 2.0»:

Застой 2.0 — истории нашей боль
Всю жизнь как с гирей на ноге с моей страной
Я благодарен в полной мере за Россию Богу
Но я не верю в некий путь особый быть убогим
Застой 2.0 — истории нашей боль
Всю жизнь как с гирей на ноге с моей страной
Я благодарен в полной мере за Россию Богу
Но я не верю в некий путь особый быть убогим

Куплет 1:

Пришла пора мне записаться записаться в русофобы
Сказав, что за порогом в моем доме все не слава Богу
Я вижу эталоном дум народа миллионов
Путь пролезть поближе к трону, вылизать царевы ноги
Мы перегноем истории псевдогероев
Под нефтяной братвой сегодняшней, как раньше под Ордою
По кругу бродим за забором молча и не ноем
Эквивалентом барреля легко людской позор и горе
В фаворе воры; в форте, а вокруг кокарды
Армия, что отделяет чернь от тех, кто делит ярды
Псарни охраняют дух архаики тоталитарной
Старая заевшая пластинка едет к старту
В их сердце Сталин, в пирамиде мумия
Стратеги пробуждают тьму как в полнолунии
Мы козыряем в ответ разуму Мизулиной
И в душах продолжаем квасить вялое безумие
Не верим в выборы, пока нам их не дали
До бумаги как-то вытирались раньше лопухами
Встарь до электричества отлично жгли лучины
Неустанно верим в некий путь единственный, глубинный
Если не он, то кто; если не так, потоп
Заткнись, мурло, и чти царя — и вот весь потолок
Отрезан внешний мир чертою холода
Молчание — золото; если что, есть Золотов

Припев

Только давай не будем делать вид
Что не идет холодная гражданская война
И вдруг одной стране, чтобы идти вперед
Не обязательно крушить и бить, и жечь дотла
Вращается серый мир промеж двух полюсов
Придуманный враг и охраняемый страх
Здесь не хотят, чтоб мы с тобой соображали, бро
Системе всей цемент, кисель в мозгах
Застой 2.0

Застой 2.0 — стабильность и гной
Подавленный вой, окно открой

Куплет 2:

Жиреют сверху свалки Чайкины наследники
А главные враги страны — Серебряков с Серебренниковым
Плодятся Шариковы, дальше — бессребреники
Ведь каши не сварить со «Старым мельником» нам
Здесь власти были б рады, чтобы ты всегда был пьян
В имперской истерии рьяной погромче гимн горланил
Дешевым бырлом демидрольным одурманен
Под те же рендеренные гипнокартинки на экране
Заходят на вираж с кортежем котофалк
Няш-мяш, «Крым наш», Хирург и «Абырвалг»
На праздник православный за новый танк кулич
Под оливьешку вечный пресный Леонид Ильич
Усталый спич страной заучиваем тщетность
Как будто пес такой доверчивый и безответный
Русский народ такой талантливый и светлый
Из всех сюжетов выбрал историческую петлю, а
По круги ходим, покуда сама воля бродит
Стабильность, путь возводим в черством бутерброде
Покорность носим как будто в самом генном коде
Милитаризм и тупость в каждодневном обиходе
Побольше крови, побольше Солсбери и Сирий
Больше Донбассов, Крымов — больше зла для России
Чтобы вокруг на дух вообще нас не переносили
Чтоб мы от всех закрылись наконец-то во главе с мессией
Наш Светлоликий, о, с колена Подниматель
Дрессировщик с плетью знает, на что время тратить
Питать рефлекс, чтоб славила на автомате
Его собака Павлова — толпа, чье имя избиратель

Припев

Куплет 3:

Опять мы выбираем повторение сюжета
Как будто в темноте и сырости привычнее без света
Мы выбираем чьей-то воле подчиниться без ответа
Я даже начинаю верить, что грабли — это наша скрепа
Вдохнули воздух, и опять на том же паровозе
По кольцевой дороге внутри злобу ко всему миру возим
Храним угрозу; считаем, сила — то, что уважают
В мире, где агрессия тупая вызывает жалость
Трясем дубиной, злимся, жгем лучину
Нас учат Родину любить те, кто отправил за границу сына
Пока толпа поглощена уничтожением сыра
На удержание власти навсегда работает машина
Меж тем, кто слышит и не слышит, силится контраст
Не нравится — вали, галимый сраный либераст
А хочешь закричать в несправедливости вселенской
Не позабудь: умей спросить прощения по-чеченски, да.

Плотность и частота честных песен стала такова, что ее уже замечают многие. Музыкальный критик Артемий Троицкий 1 октября в эфире радио «Эхо Москвы» говорил: «Я сейчас пребываю уже какое-то время, год, наверное, или больше в состоянии облегченной эйфории. Поскольку впервые с 80-х годов за долгое время за 30 лет сейчас музыка, моя любимая музыка, наконец, снова выходит на авансцену. Этого не было ни в 90-е годы, ни тем более в скучнейшие нулевые годы. И большую часть 10-х годов. А сейчас просто эти все ребята, что рокеры, что рэперы — они у всех на устах. Клипы с десятками миллионов просмотров. Это изумительно».