Posted 16 марта 2023,, 04:00

Published 16 марта 2023,, 04:00

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Нефть отказывается подниматься наверх

Нефть отказывается подниматься наверх

16 марта 2023, 04:00
Фото: Коллаж ИА «Росбалт»
Баррель Brent потерял за день более 7% цены, откатившись к значениям конца 2021 года, при этом на Западе звучат призывы нанести новый удар по доходам РФ от экспорта сырья.

Три страны Евросоюза — Польша, Латвия и Литва, которые последовательно выступают за ужесточение санкций против РФ, — призвали понизить введенный в декабре потолок цен на российскую нефть (price cap) с $60 за баррель до $51,45 за баррель, чтобы новая планка оказалась на 5% ниже рыночных цен. Об этом в среду сообщило агентство Bloomberg, сославшись на неназванные «информированные источники».

С учетом того, что доходы российского бюджета от экспорта нефти в январе составили $13 млрд, снижение максимальной отпускной цены позволило бы сократить их на $650 млн, полагают власти этих трех стран. Здесь стоит отметить, что, по данным Минфина РФ, средняя цена на нефть Urals за период с 15 февраля по 14 марта 2023 года составила $50,8 за баррель, что немного ниже уровня потолка, который требуют установить три страны ЕС.

Напомним, что согласно имеющимся договоренностям пересмотр price cap проводится раз в два месяца. При этом американская газета The Wall Street Journal утверждает, что в марте страны G7, как это уже произошло в январе, не станут снижать потолок цен на российскую нефть, несмотря на меняющуюся ситуацию на рынке.

Похоже, что, как и два месяца назад, решающее слово здесь сказали Соединенные Штаты. В частности, о том, что попытки ограничить цены на экспортируемые Россией сырую нефть и продукты ее переработки Западу «могут выйти боком», в начале этой недели говорил помощник министра финансов США по экономической политике Бен Харрис.

Он также согласился с тем, что де-факто механизм price cap означает перераспределение нефтяных сверхдоходов России в пользу тех государств, которые ее покупают по сниженным ценам, в первую очередь — Китая и Индии. «Нас это устраивает до тех пор, пока это не происходит в пользу России, в этом и заключается весь замысел», — заявил Харрис.

Тем временем цены на нефть на мировых рынках продолжают падать, причем уже третий день подряд. Стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в мае на лондонской бирже ICE откатились к значениям конца декабря 2021 года. Вечером в среду цена Brent снижалась до $71,79 за баррель, потеряв за день на 7,26%. Фьючерс на нефть марки WTI с поставкой в мае подешевел на 7,54% — до $66,08 за баррель. Одной из причин сохранения тренда на снижение цен стало известие о том, что коммерческие запасы нефти в США за неделю выросли на 1,6 млн баррелей, причем их текущий объем примерно на 7% выше среднего показателя за последние пять лет, характерного для этого времени года.

Также в среду был опубликован отчет Международного энергетического агентства (МЭА), согласно которому физический объем российского нефтяного экспорта в феврале 2023 года снизился до 7,5 млн баррелей в сутки — это на 500 тыс. баррелей в сутки меньше, чем в январе. Соответственно, доходы от экспорта сократились на $2,7 млрд — до $11,6 млрд. При этом утверждается, что РФ в феврале обеспечила 40% импорта нефти Индии и 20% Китая, поставив более 70% своего экспорта нефти в эти две страны.

По данным МЭА, Россия в феврале увеличила добычу нефти (без учета газового конденсата) на 13 тыс. баррелей в сутки, доведя ее до 9,91 млн баррелей, а налоговые поступления от российской нефтяной отрасли в феврале выросли на 22% (до $6,9 млрд) вследствие изменений налогового законодательства.

Тем не менее Министерство энергетики России ожидает снижения добычи нефти и газа в 2023 году, в том числе из-за внешнего давления. Об этом сообщил министр энергетики Николай Шульгинов, выступая в среду в Госдуме. По его оценке, добровольное снижение добычи нефти в РФ на 500 тыс. баррелей в сутки с марта скажется на рыночной стоимости российской нефти уже во втором полугодии 2023 года. Шульгинов добавил, что в дальнейшем ожидает снижения дисконта на российскую нефть, что позволит уменьшить риски сокращения нефтегазовых доходов.

Михаил Макаров