Posted 25 января 2017,, 11:44

Published 25 января 2017,, 11:44

Modified 31 марта, 00:27

Updated 31 марта, 00:27

Усекновение во благо?

25 января 2017, 11:44
Минздрав готовится отменить медосмотры при поступлении в детсады, школы и вузы, и сократить число медицинских проверок для несовершеннолетних.

На портале проектов нормативно-правовых актов размещен проект приказа Минздрава, который предлагает отменить медицинские осмотры, необходимые для поступления в образовательные учреждения.

Как рассказала «Росбалту» доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова, всего видов медицинских осмотров несовершеннолетних сегодня три: профилактические — диспансеризация, периодические — проводятся на базе учебного учреждения, предварительные — проводятся, когда ребенок поступает в детский сад, школу или вуз. Минздрав объединяет все виды осмотров в один — профилактический.

Кроме того, как пишет «Газета.ру», ведомство предлагает существенно сократить перечень исследований, которые ранее входили в профилактический осмотр. Так, для детей 10 лет планируется отменить обязательный осмотр хирурга, стоматолога, эндокринолога, ортопеда и отоларинголога, для детей 11 и 12 лет оставят только посещение участкового-педиатра, а для детей в возрасте 1 года 9 месяцев и 2 года 6 месяцев медосмотры могут отменить вовсе. Такое решение в пояснительной записке к документу чиновники Минздрава объясняют необходимостью сокращения нагрузки на узких специалистов, а также соблюдением права на образование, которое не должно зависеть от состояния здоровья граждан.

Эксперты, опрошенные «Росбалтом», решение ведомства в целом поддерживают. «Действительно, у нас все граждане РФ имеют право на образование, и пытаться ограничивать их права медицинскими осмотрами довольно глупо», — считает профессор кафедры Управления и экономики здравоохранения факультета Государственного и муниципального управления ВШЭ, президент «Общества доказательной медицины» Василий Власов.

По его словам, таких избыточных вещей в системе здравоохранения довольно много, их нужно сокращать. «Именно поэтому инициативу Минздрава, которая на первый взгляд кажется лишением какого-то права, я только приветствую», — заявил Власов.

По словам эксперта, все дело в том, что для здорового ребенка, равно как и для здорового взрослого, периодические осмотры врачей имеют практически нулевую полезность. «И предварительные, и периодические осмотры у нас делались только для галочки, для того, чтобы имитировать качественную медицинскую помощь. В этом смысле мы можем только приветствовать действия Минздрава, хотя нам это и непривычно делать», — заметил он.

При этом Власов подчеркнул: главное, чтобы у людей был легкий доступ к врачу в случае заболевания, то есть, реальной надобности. «Поскольку врачей сейчас сильно не хватает, о высвобождении специалистов речи не идет. Сейчас мы говорим лишь о том, чтобы сокращать объемы имитации и сохранять то, что реально можно сделать», — пояснил он.

В свою очередь председатель общественного совета Общества защиты пациентов Андрей Хромов напомнил о том, что сегодня все врачи ратуют за превентивную медицину, диспансеризацию, а приоритет профилактики прописан в законе «Об основах охраны здоровья». По мнению Хромова, отменяя медицинские осмотры в целях экономии (иной причины собеседник «Росбалта» не видит), Минздрав, по сути, идет против принципа профилактики.

«Многие воспринимают это решение только как повод для экономии средств, но это не так, — отметил глава НИИ организации здравоохранения при профильном столичном департаменте, член общественного совета при Минздраве РФ Давид Мелик-Гусейнов. — Просто медицинские осмотры, привязанные к поступлению в вузы, проводятся для того, чтобы выдавать разрешительные справки. На мой взгляд, это нарушает права граждан. Получается, если человек болен, ему нельзя учиться? А если нет, то зачем тогда нужна справка?»

По словам эксперта, право на медицинскую помощь и право на образование не должны пересекаться. «Да, в случае нарушений медицинские работники могут рекомендовать пациенту какие-то щадящие программы, специальные образовательные организации, где ему будет более комфортно находиться по состоянию здоровья. Но делать справочную и, по сути, разрешительную систему допуска к образованию, на мой взгляд, не нужно. Это пережиток прошлого», — подчеркнул Мелик-Гусейнов.

Он согласился с Власовым в том, что в российской системе здравоохранения очень много избыточных процедур, в том числе диагностических, которые могут быть реализованы более оптимально. «Педиатр проводит осмотр по ключевым параметрам, и если эти параметры по каким-то причинам отклоняются — ребенок плохо растет, не слышит, у него возникают проблемы соматического или психического свойства, тогда педиатр направляет его к узкому специалисту», — так прокомментировал собеседник «Росбалта» вопрос сокращения встреч с узкими специалистами в рамках профилактических осмотров.

«Возможно, на первом этапе эти предложения вызовут даже определенное непонимание как со стороны самих педиатров, так и со стороны родителей, — предположил Мелик-Гусейнов. — Но те стандарты по осмотрам, которые мы сейчас имеем, писались еще в советское время. За последние 5-7 лет ситуация в организации медицинской помощи очень серьезно изменилась. И, наверное, какие-то вещи действительно стали избыточными».

По словам Улумбековой, сегодня у нас в действительности есть существенное дублирование тех обследований, которые проводятся. «То, что Минздрав устраняет дублирование, правильно. Это нужно было сделать давно, поскольку диспансеризация была введена приказом Минздрава еще в 2013 году», — считает собеседница «Росбалта».

Улумбекова убеждена: во всех трех случаях речь идет об осмотрах здоровых детей. «В ситуации дефицита врачей, в том числе участковых педиатров и специалистов в детских поликлиниках, сокращение периодических и предварительных осмотров — мера оправданная», — уверена она.

Эксперт объяснила, что из 17,7 млн детей, которые прошли диспансеризацию в 2014 году, 2,7 млн — это дети 3,4,5 групп здоровья, которые нуждаются в дальнейшем лечении и наблюдении специалистов. «На их лечение нужны дополнительные деньги, а если этих денег нет, тогда и эффекта от диспансеризации не будет. Поскольку деньги в здравоохранении по сравнению с 2013 годом в реальных ценах, то есть, с учетом инфляции, сократились на 9%, то мы вряд ли можем обеспечить дополнительное лечение всем вновь выявленным пациентам или придется заимствовать средства на их лечение за счет тех, у кого заболевания были выявлены ранее. Кто-то все равно пострадает. Чтобы этого не произошло, необходимо повысить эффективность расходования имеющихся бюджетных средств. Например, временно приостановить капитальное строительство в здравоохранении и направить эти деньги на диспансеризацию и лечение вновь выявленных пациентов», — резюмировала она.

Анна Семенец