Posted 1 апреля 2017,, 10:00

Published 1 апреля 2017,, 10:00

Modified 31 января, 14:39

Updated 31 января, 14:39

«Решил убить Кадырова из чувства кровной мести»

1 апреля 2017, 10:00
По подозрению в организации покушения на главу Чечни в розыск объявлен Иса Ямадаев.

ГСУ СК РФ по Чеченской республике объявило в федеральный розыск Ису Ямадаева. Он подозревается в организации покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова. Все доказательства строятся на показаниях нескольких бывших бойцов батальона «Восток», которые напоминают детектив, написанный школьником, и содержат множество временных и прочих нестыковок. К тому же Ямадаев является военнослужащим, а дело ведет гражданское следствие.

Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, постановление о розыске Исы Ямадаева как подозреваемого было вынесено в марте 2017 года замруководителя ГСУ СК по Чеченской республике Лабазановым. Одновременно в качестве меры пресечения избрали подписку о невыезде. В постановлении указано, что «с мая 2016 года Ямадаев И.Б., предполагая, что глава Чеченской республики Кадыров Р.А. виновен в гибели его брата — Ямадаева Х.Б., действуя из чувства кровной мести, решил совершить его убийство».

Группа чеченских оперативников 20 марта провела обыск в квартире семьи Ямадаевых в Одинцово, изъяв зарегистрированное на Ису охотничье ружье. «Об этом сразу была извещена лицензионно-разрешительная служба, на случай, если в Чечне вдруг выяснится, что из этого ружье были застрелены с десяток человек», — пошутил собеседник агентства. Подобный черный юмор вытекает собственно из-за самого дела о несостоявшемся покушении на Кадырова. Все доказательства состоят исключительно из показаний обвиняемых — Шамхана Магомадова, Беслана Закараева и Азиза Альвиева. Как они были получены, можно только догадываться. Официально значатся, что фигуранты дела были взяты под стражу в январе 2017 года. Однако их знакомые уверяют, что Магомадов и Закараев были схвачены чеченскими силовиками еще в мае 2016 года, несколько позже к ним добавился и Альвиев. Он исчез в Москве, а потом близкие узнали, что мужчина находится под неофициальным арестом в Чечне. Признаваться же все трое начали только через семь месяцев.

Главным «спикером» следствия выступает Азиз Альвиев — бывший охранник Исы Ямадаева. Из его показаний, которые есть в распоряжении «Росбалта», следует, что «примерно в мае 2016 года» ему позвонил Ямадаев и предложил встретиться. В установленное место Иса приехал «на черном джипе, марку я не помню, — рассказал следователям Альвиев. — Иса стал убеждать меня, что Кадыров Рамзан причастен к убийству его брата — Ямадаева Халида (Руслан — „Росбалт“), что он хотел бы подобрать команду единомышленников, готовых отомстить за убийство брата. Иса предложил мне организовать группу из нескольких наиболее доверенных друзей, и совершить покушение на главу Чеченской республики Рамзана Ахматовича Кадырова с целью его убийства».

Тут стоит отметить, что в мае 2016 года Иса Ямадаев вообще отсутствовал в России. Ну и, конечно, удивляет, как человек, который почти десять лет охранял семью Ямадаева, выполнял функции водителя и проживал в доме Исы, абсолютно ничего не помнит про шефа: ни номер телефона, с которого тот звонил, ни марку машины, на которой он ездил.

По версии Азиза, за успешное проведение операции Ямадаев якобы пообещал каждому ее участнику по $100 тыс. Согласно показаниям обвиняемого, он отправился в Чечню «для организации покушения на Р.А. Кадырова». При этом Альвиев давно являлся в Чечне персоной нон-грата, поскольку был главным свидетелем по делу о подготовке покушения на самого Ису Ямадаева, кроме того, в том числе благодаря его показаниям, в розыск за организацию этого преступления был объявлен тогда еще действующий советник главы Чечни Шаа Турлаев. Ничем хорошим добровольное появление Азина в республике для него бы не кончилось. Однако, как следует из слов Альвиева, он спокойно приехал в Чечню и начал готовить преступление. Для этого Азиз у центрального рынка Гудермеса стал проводить встречи и собеседования с потенциальными сообщниками. В результате помогать ему согласились бывший боец батальона «Восток» Беслан Закараев и его сосед — Шамхан Магомадов. Обоим Азиз передал по тысяче долларов предоплаты, которые якобы получил от Исы.

По показаниям обвиняемого, троица постоянно обсуждала на рынке планы устранения Кадырова, а в сентябре 2016 года он доложил Исе, что заговорщики готовы осуществить задуманное. «Иса сказал мне, что через своего знакомого, имя которого не назвал, отправит мне деньги в сумме $3 тыс. и необходимое количество оружия и боеприпасов».

Учитывая многочисленность охраны Кадырова и меры безопасности, применяемые при передвижении главы республики, стоило ожидать, что вскоре в Чечню прибудет пару грузовиков с современным вооружением. Однако из материалов дела следует, что «связник от Исы», который приехал на неустановленной темной Lada Priora к рынку в Гудермесе, передал сумку с автоматом «Калашникова», пистолетом Макарова, одноразовым гранатометом «Муха» и минным снарядом с взрывателем. Вот с таким арсеналом трое заговорщиков решили устранить Кадырова. И не где-нибудь, а, как утверждает на допросах Альвиев, в его родовом селении Беной. О том, как собственно злоумышленники собирались расправиться с главой республики, Азиз говорит следователям обтекаемо и путанно: «в целях совершения покушения на Р.А. Кадырова мы пытались установить наиболее удобное место, где можно было установить взрывное устройство по маршруту передвижения Кадырова Р.А., таким образом изыскивали возможность совершения покушения в период проведения массовых мероприятий с его участием».

А описание Альвиевым сцены его задержания чеченскими силовиками мы оставим без комментариев: «Реализовать свои действия нам не удалось в связи с тем, что нас сотрудники полиции попросили с ними проехать в здание ЦПЭ МВД по ЧР. На наш вопрос, в связи с чем вы просите нас проехать в здание ЦПЭМВД ЧР, они пояснили, что им кто-то сообщил, что мы ищем огнестрельное оружие в целях приобретения. В ходе опроса я рассказал о своих целях, то есть — об указанном выше». Крайне умилительным выглядит и тот факт, что при задержании Альвиева у него в кармане оказались $200, якобы полученные непосредственно от Исы. По крайне мере, так указано в материалах дела.

Собственно это и есть главное доказательство. На основании него было решено объявить Ису Ямадаева в федеральный розыск. Но тут у ГСУ СК РФ по Чечне возникли непредвиденные проблемы. Выяснилось, что Ямадаев по-прежнему является действующим военнослужащим войсковой части 16544. То есть — расследование должно вестись военным следствием. Также Иса до сих пор находится под государственной защитой и — как охраняемая персона — обо всех своих перемещениях извещает Центр госзащиты МВД РФ. Поэтому он никак не может считаться лицом, чье местонахождение неизвестно. А именно по этой причине Ису объявили в розыск.

Соответствующие жалобы поданы Ямадаевым главе СК РФ Александру Бастрыкину и генпрокурору Юрию Чайке. В них указываются и возможные мотивы действий чеченских силовиков. Иса полагает, что при задержании его непременно попробуют устранить — как лицо, якобы оказавшее сопротивление. Примечательно, что это уже не первая попытка чеченских силовиков объявить Ямадаева в розыск. В мае 2015 году, по прилету в аэропорт «Домодедово», его попытались схватить оперативники из Чечни по делу об убийстве двух военнослужащих батальона «Восток». При этом, как указывает Ямадаев, уже был готов «самолет главы Чеченской республики» для его доставки в Грозный. «Только благодаря действиям сотрудников Центра по обеспечению лиц, подлежащих госзащите МВД РФ, провокационные действия были пресечены. При это в аэропорту „Домодедово“ сотрудниками МВР ЧР были созданы предпосылки для столкновения с применением огнестрельного оружия», — говорится в жалобе Юрию Чайке. В том же 2015 году было признано, что дело в отношении Ямадаева возбужденно незаконно, а его розыск прекращен.

Герман Александров