eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Москва

«А вы, друзья, как ни садитесь…»

Причина разделения Минобрнауки — не забота о благе науки и образования, а результат конфликта лоббирующих группировок, полагает академик Александр Асмолов.

16:38, 16.05.2018 // Росбалт, Москва

Вводная картинка
© Фото с сайта firo.ru

Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В частности, в нем говорится о том, что министерство образования и науки разделят на два: одно будет заниматься дошкольным, школьным и средним специальным образованием, другое — высшей школой и наукой. Член президиума РАО, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов рассказал «Росбалту», чего ждать от такого решения.

— Александр Григорьевич, к каким последствиям, по-вашему, приведет разделение Минобра? Вузы и науку теперь выделили в отдельное ведомство. Значит ли это, что у нас, как на Западе, высшая школа станет центром научных разработок?

 — Все происходящие управленческие метаморфозы, с моей точки зрения, отвечают замечательной формуле, выведенной еще Иваном Андреевичем Крыловым: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Мы вернулись к тем управленческим структурам, которые, по большому счету, как отдельные, сепаратные, существовали во времена Советского Союза. Тогда было Министерство высшего и среднего специального образования, было Министерство просвещения, Гособразование СССР, был Госкомитет по науке и технике. Мы все эти этапы проходили: сливались, разливались. Но практика показала, что в результате таких переливов не всегда выходит хорошее вино.

Вузам могут урезать финансы Высшей школе отвели слишком мало времени, чтобы поднять науку на мировой уровень, считает член ученого совета НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

Сейчас мы получили четыре новых управленческих структуры, подчиненных правительству Российской Федерации. Минпрос — министерство просвещения, как это было в СССР. За ним остаются школы, детсады, среднее профессиональное образование. При этом новое ведомство будет оторвано от того, что как никогда необходимо для содержания школьного и дошкольного образования -  от науки, от высшей школы. В итоге, мы можем получить министерство очень среднего образования.

Министерство науки и высшей школы в свое время тоже существовало. Хочу заметить, что ключевая наука уже давно находится в лучших вузах России, в исследовательских университетах, а также в Российской академии наук.

Недавно мы создали Федеральное агентство научных организаций, которому хотели подчинить Российскую академию наук. Теперь по отношению к ФАНО исполнили партию: «Мама, роди меня обратно» (Указом президента ФАНО упразднили, а его функции передали новому министерству науки и высшего образования — «Росбалт»).

На крючке дешевизны Рынок образования испорчен людьми, которые занимались профанацией, поэтому главным критерием выбора стала цена, считает кандидат педнаук Дмитрий Волошин.

Наконец, отдельным ведомством стал Рособрнадзор. Он теперь прямо подчинен правительству. А его ключевая функция — контроль и за просвещением, и за вузами.

И последнее: появилось Агентство по делам молодежи.

В результате всех этих перестановок у нас не меньше года уйдет на управленческую чехарду и игру в «Царя горы». Мы уже потеряли с министерством образования и науки, по определенным причинам, целый год, на который Минобр превратился в министерство стагнации и регресса. Что нас ждет дальше — мы увидим.

— И все-таки, почему вы считаете, что разделение большого ведомства, отвечавшего за все понемногу, на несколько автономных, которые будут заниматься каждое своим делом, сделает только хуже? Рособрнадзор, например, должен был контролировать происходящее в образовании, но подчинялся Минобрнауки. Теперь он будет напрямую отчитываться правительству. Плохо ли?

 — Он то подчинялся, то не подчинялся. Мы все это проходили. Я считаю, что ключевыми должны быть изменения стратегии развития образования и науки, а не появление новых органов власти. Простите, может, это странно прозвучит, но в эволюции в целом, и в эволюции управления, в частности, есть великий закон: задача рождает орган. Мы же придумываем органы, а потом ломаем голову над тем, какие они будут решать задачи. Эта стратегия — дорога в никуда.

Будущее не для сельских школ? Закрытие учреждений образования ведет к вымиранию российской деревни, что чревато рисками потерь огромных пространств.

— Как вам кажется, зачем это разделение вообще было нужно? Ради чего затевалось?

 — Вместо обсуждения реальной политики образования, науки, высшей школы, мы имеем конфликт между разными лоббирующими элитными группами. Перед нами разделение, за которым стоит формула: друзья и знакомые Кролика. Помните, в Винни Пухе? Перед нами разделение по персонам.

— То есть, решение сделать вместо одного ведомства — четыре, позволит рассадить по высоким кабинетам как можно больше «друзей кролика», вы это имеете в виду?

 — Вы абсолютно точно сказали — это решение по рассадке овощей в правительственном огороде.

Беседовала Анна Семенец

Подписывайтесь на канал Росбалта в Дзене
Читайте также

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: +19°
Санкт-Петербург: +16°