Posted 1 ноября 2018,, 14:51

Published 1 ноября 2018,, 14:51

Modified 31 января, 21:14

Updated 31 января, 21:14

Ушел человек, наполненный удалью и упорством

1 ноября 2018, 14:51
Прощание с Николаем Караченцовым в его родном театре «Ленком» привлекло огромное число благодарных зрителей.

Речей на гражданской панихиде было немного, и выступали «свои», без свадебных генералов. Ведущий сразу же сказал, что нет нужды называть все звания покойного, поскольку «его звание — народный артист».

«Мы прощаемся с выдающейся личностью, которая озарила наш театр и наш кинематограф, — сказал главный режиссер Марк Захаров. — Николай Петрович был человек удивительного, уникального таланта, обладал фантастическим чувством юмора, очень любил смеяться. Когда он пришел в театр, такой был смуглый, подвижный энергичный мальчик, и, конечно, я сразу возложил на него определенные надежды, но не предполагал, что вырастет такой артист Божьей милостью».

Первое впечатление от игры молодого Караченцова Захаров получил на спектакле «Колонисты» про знаменитого педагога Макаренко, когда «что-то они с Борисом Чунаевым придумали, какая-то шуточная пантомима была». Потом был «Тиль», где Караченцов играл уже главную роль, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», и, наконец, вершина его творчества — «Юнона и Авось».

«Он представлял достойно нашу страну в Нью-Йорке, Париже, Амстердаме, не говоря уже о Российской Федерации, — подчеркнул Захаров, — когда специально приезжали люди из дальних регионов, чтобы посмотреть на этого человека».

Как рассказал главный режиссер, Караченцов, оказывается, еще и дал имя своему театру. «Он первый предложил нам на худсовете в свое время отказаться от пафосного названия («Театр имени Ленинского комсомола» — прим. ред), которым мы обладали, и назваться так, как окрестил нас городской фольклор — «Ленком», — напомнил Марк Захаров. — Там остались следы нашей истории, но вместе с тем, это было новое явление в искусстве».

«Дорогой Николай Петрович! Вы благородный, великий человек. Вы останетесь в нашей истории и примкнете к той великой плеяде наших корифеев, о которой мы часто вспоминаем: Леонов, Пельтцер, Янковский, Абдулов и ныне здравствующие и прекрасно работающие Инна Чурикова, Збруев, Степанченко и многие-многие другие», — закончил мэтр.

«Николай, Коля был, есть и будет лицом захаровского «Ленкома». Он в обыденной жизни был всегда настолько открытым и интересным во всех проявлениях, — подчеркнул актер и парламентарий Евгений Герасимов. — Актерская внутренняя школа Николая Караченцова блистала в нашем театре. Кланяюсь тебе, дорогой Коля, рад, что мы с тобой в кино играли, счастлив, что выхожу на сцену, на которой ты блистал».

«Спасибо, тебе, великий человек, в котором огромная душа, наполненная русской удалью, польским упорством, темпераментом кавказских гор, рыцарством мушкетерства, доблестью, честью и прямотой!» — воскликнул один из коллег-ленкомовцев.

«На разных площадках мне посчастливилось 45 лет быть вместе с Николаем Петровичем, — рассказал коллега из Санкт-Петербурга. — Он лауреат национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро», одним из первых вместе с Юрием Васильевичем Яковлевым получил ее у нас в театре имени Андрея Миронова. И 8 марта была восьмая церемония этой премии, он ни одной церемонии не пропустил».

Вдова Караченцова Людмила Поргина рассказала, что покойный просил не плакать о нем, ушел «легко и свободно». «Он сказал: «Я ухожу в мир иной, который прекрасен, и оставляю здесь свою любовь», — поведала вдова.

«Может уйти тело, которое мы положим в землю. Но любовь не уйдет, — сказала Людмила Андреевна. — И он со своей любовью остается навсегда со мной, в продолжении своего сына и внуков. Он создал вокруг меня рай, и я ему очень благодарна. Все эти 45 лет были солнечные, радостные дни необыкновенного счастья. Лучше человека в жизни я не знаю и не видела. Ни разу не поняла даже, как я могу иметь какие-то претензии или придраться к чему-нибудь. Это только радость, улыбка и любовь. В этом купаться всегда прекрасно. Сам этот аккумулятор погас, но остается чувство огромной любви».

«Папа пришел в «Ленком» после окончания института в 1967 году и всю свою жизнь посвятил этому театру, который стал для нас вторым домом», — сказал сын покойного Андрей Николаевич.

Инна Чурикова рассказала, что «пришла в этот театр по воле Марка Анатольевича с приглашением принять участие в работе над спектаклем «Тиль». «Здесь мы встретились в Колечкой, — сказала актриса. — Работа была фантастическая, невероятная, с чувством радости и узнавания нового стиля режиссера, и друг друга. После премьеры он проснулся знаменитым актером. Невозможно было пройти на спектакль. Огромное количество поклонников. На стенах девушки писали, как они его любят и хотят видеть. После спектакля женщины собирались перед сценой».

Семья Инны Чуриковой и режиссера Глеба Панфилова была очень дружна с семьей Караченцова и Поргиной. «Мы с Людочкой вместе родили наших мальчишек, наши ребята отдыхали вместе, играли и озорничали», — рассказала Инна Михайловна.

«Это была великая беда для нашего театра, когда это все случилось, — сказала Чурикова по поводу страшной автокатастрофы 2005 года, после которой Караченцов был тяжело болен. — Но рядом была опора, любимая жена. Она внушала ему, что надо жить, водила его по спектаклям. Кому-то это было непонятно, но это было очень важно для Коли. Его чувства оставались теми же. Когда он после спектакля показывал вот так палец и улыбался. Может быть, кто-то воспринимал, что жизнь в таком состоянии — это великая мука и страдания для него. Но это не так, потому что рядом была семья, которой радовался Колясик».

«Колясик» — уменьшительное прозвище Караченцова — со сцены звучало не раз. Дополняя Чурикову, вдова напомнила, что даже больной Караченцов играл в теннис и пинг-понг, радовался жизни как мог.

«Он помнил, что у тебя юбилей. И говорил: «Сделай что-нибудь такое!», — сказала Поргина, имитируя хриплый голос мужа. Тут же, на сцене, Инне Михайловне вручили ее портрет в стиле модерн.

Со сцены читали много стихов. Одна из актрис прочла такое четверостишие: «Кто-то стерпит, а кто-то расплачется, и завоет собака на сене. Упокоился Коля Караченцов, гениальный в кино и на сцене», написанное кем-то из поклонников.

Певец Олег Газманов вспомнил, как однажды попросил Караченцова почитать стихи на концерте в зале «Олимпийский». «Он сделал это так красиво, так прочитал, что зал затаил дыхание, — рассказал Газманов. — Он всегда останется в нашей памяти. Трудно сказать «прощай», но он останется у нас в душе. В моем сердце он навсегда».

Актер Дмитрий Певцов, принявший главную роль в рок-опере «Юнона и Авось» у больного Караченцова, сообщил, что всю ночь читал псалтырь и молился за упокой его души. Как напомнил Певцов, Караченцов был «самый гастролирующий актер». И теперь множество зрителей из разных уголков мира, от Сибири до Нью-Йорка, просят поклониться Николаю Петровичу. Что Певцов и исполнил.

Улица Малая Дмитровка, на которой расположен театр, была разгорожена полицейскими кордонами, чтобы регулировать наплыв людей. Несмотря на довольно резкое похолодание, народа было много.

Гроб с телом Николая Караченцова отвезли в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке — в Брюсов переулок, по другую сторону Тверской, где его отпевал Патриарх Кирилл.

Сегодня же Караченцов похоронен на Троекуровском кладбище.

Леонид Смирнов