Posted 7 декабря 2018,, 11:11

Published 7 декабря 2018,, 11:11

Modified 31 января, 21:34

Updated 31 января, 21:34

Чему Москва научит ОАЭ?

7 декабря 2018, 11:11
Технологии, которые российская столица внедряет в систему образования, вызывают зависть учителей во всем мире, особенно впечатляет педагогов МЭШ.

Какие инновации в сфере образования, представленные Москвой на Всемирном образовательном саммите AQDAR, заинтересовали арабских коллег, рассказал руководитель Московского центра качества образования, программный директор Московского международного форума «Город образования» Павел Кузьмин.

Саммит прошел в конце ноября. Представители больше 20 стран мира собрались в Абу-Даби, чтобы обсудить, как развивается образование в эпоху новых технологий, и поделиться своим опытом. Московская экспозиция стала одной из крупнейших на выставке. И едва ли не самом популярной. Вместо скучного стенда — увлекательный квест, зона диагностики знаний в формате виртуальной реальности, и московская электронная школа (МЭШ), которая привлекла внимание не только чиновников от образования, но педагогов и детей.

Успех этой системы, которая появилась в Первопрестольной несколько лет назад, недавно отмечал в своем личном блоге мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, «Московская электронная школа» предполагает не просто современные планшеты, панели и Wi-Fi. «Вместе с ними школы получают новую образовательную среду: электронные сценарии уроков, библиотеку учебных материалов, виртуальные лаборатории и системы тестирования. Вместо мела — главным инструментом учителя становится презентация. Вместо тетрадки — решать задачи ученик будет на планшете. Но при этом МЭШ не навязывает учителям методики преподавания и сценарии уроков, придуманные кем-то на стороне. МЭШ — это школьная „Википедия“, которую наполняют содержанием сами московские учителя», — писал он.

Предложения о том, чтобы купить у Москвы лицензию на использование МЭШ, по словам Кузьмина, поступают из других стран постоянно. «Эта система действительно пользуется популярностью. Но мы не занимаемся коммерческой деятельностью, и МЭШ не продаем», — отметил он. В то же время эксперт подчеркнул, что самые интересные уроки уже есть в системе на английском, и иностранные коллеги могут ими пользоваться.

«К следующему форуму „Город образования“, в котором ОАЭ уже подтвердили свое участие, мы сделаем самые интересные уроки на арабском», — заверил он.

По словам Кузьмина, зарубежных экспертов привлекает удобство МЭШ: это не просто видеозаписи уроков, это сценарии, куда каждый педагог может добавить что-то свое.

«Нужно признать: есть круг интересных учителей, но он не безграничен. Поэтому в мире набирает популярность практики использования видеоуроков. Мы пошли дальше: показываем не только видео, но технологию сценария урока, который формируется из определенных единиц контента. Кроме того, у каждого сценария есть отзывы от других педагогов, что упрощает выбор и работу с материалом. Мы готовы делиться своим опытом с другими странами», — отметил Кузьмин.
На московском стенде саммита AQDAR рассказали и об опыте внедрения виртуальной реальности в образовательный процесс. В столичных школах появляются целые учебные курсы, основанные на этой технологии.

«Один из важных навыков 21 века — умение вести исследовательскую работу. Но по химии, биологии не всегда можно провести исследования в условиях школы. С некоторыми соединениями мы вообще не можем работать в школьной программе. Но ребенок должен научиться формировать гипотезы, проводить исследования, подтверждать их. Виртуальная реальность позволяет это сделать», — отметил Кузьмин.

Московские учителя уже проводят в виртуальной реальности уроки биологии, физики, астрономии. «Сейчас мы заканчиваем химию и стереометрию. Что касается последнего, это будет целый курс старшей школы с задачами на построение сечения. Также мы думаем о создании курса по ОБЖ», — рассказал он.

Параллельно в Москве появился рейтинг школ, высокие позиции в котором привлекают новых учеников и приносят дополнительные средства на премии учителям. Каждый школьник своими успехами повышает рейтинг. При этом, неудачи учеников на место школы в рейтинге не влияют. По словам Собянина, это сделало специально, чтобы у школ тоже не было стимула избавляться от проблемных учеников.

Заинтересовал арабских экспертов и московский опыт создания больших комплексов и интеграции разных ступеней образования.

По словам Кузьмина, ОАЭ тоже пытаются двигаться по пути профильного образования, но пока отстают от Москвы. Такой системной работы, как в столице, в Эмиратах нет. «Там тоже думают над тем, как интегрировать „дошколку“ и основную школу, стали появляться частные образовательные комплексы от 3 до 18 лет, и даже некие аналоги столичных профтехлицеев. Но пока в ОАЭ нет такой тесной связки общего образования в вузами, как в Москве», — отметил он. Поэтому ОАЭ есть чему у Москвы поучиться.

Столица, в свою очередь, заинтересовалась программами ОАЭ, нацеленными на позитивное мышление. «Через серию позитивных шагов ребята вовлекаются в продуктивную деятельность. Формируется сознание успешности», — отметил Кузьмин. По его словам, Москва могла бы адаптировать и внедрить у себя этот опыт.

Но в целом, столичное образование оказалось на несколько шагов впереди тех систем, которые были представлены на саммите, заметил эксперт. Московские наработки были в центре внимания.
Вице-премьер ОАЭ шейх Сейф бен Заид аль-Нахайян, который отвечает за образовательную политику Эмиратов, ознакомился с мегапроектами Москвы вместе со своими сыновьями. Он заинтересовался теми технологиями, которые внедряет в систему образования российская столица. Там же, на саммите, стороны договорились о сотрудничестве.

Дарья Истомина