Posted 17 января 2019,, 09:47

Published 17 января 2019,, 09:47

Modified 30 марта, 17:44

Updated 30 марта, 17:44

Кто будет править бал на новом рынке труда

17 января 2019, 09:47
В условиях цифровой реальности, которую создают для нас IT-корпорации, будущее не за программистами, как многие думают.

В будущем ключевыми станут человековедческие профессии — коммуникатор, переговорщик, коучер — которые помогут людям жить в условиях постоянно меняющегося мира. Ведь главный страх сегодня — неопределенность. Как новые технологии меняют общество, и готова ли переварить эти перемены наша психика, обсудили участники Гайдаровского форума — 2019.

«Цифровизация ускоряется. Но проблема в том, что мы не знаем, куда именно летит этот экспресс. Мы понимаем, что многие процессы будут идти быстрее, и это перевернет нашу жизнь. Но мы не знаем о них ничего, кроме скорости», — отметил заместитель председателя правления Германо-Российского форума Вильфрид Бергманн.

У нас по-прежнему много нерешенных правовых вопросов, начиная с самых простых. Например, каким качеством права обладает автомат по продаже чего-либо? Он инструмент? Агент? Как оформляются в этом случае отношения? Кто будет отвечать в случае ущерба? Все это влечет за собой вопросы ответственности и гарантии, страхования.

Очевидно, что платежные системы постепенно вытесняют наличные. Но какими будут последствия для экономики? Хотим ли мы, чтобы живые деньги заменил блокчейн, как считать риски, с этим связанные, в мировом масштабе?

Не больше ясности и в том, как цифровизация изменит образование: нужны ли нам будут учебные аудитории, спортивные и актовые залы, столовые и общежития, деканаты и администрации, и чем займутся профессора, начитав свои лекции на видео.

Вот это количество неизвестных вызывает неуверенность в обществе. Ведь во многих сферах цифровизация означает коренное изменение рынка труда. Уже сейчас люди все чаще покупают билеты через интернет. И система реагирует. Так, «Германские железные дороги» уже заявили о сокращении сотрудников билетных касс. Немецкий опыт заинтересовал РЖД, потому что похожие процессы идут и в России. И это только железные дороги. Глава «Сбербанка» Герман Греф, например, тоже постоянно говорит об оптимизации штата.

Во всем мире люди боятся потерять свои рабочие места, когда их профессии станут невостребованы. Этот страх порождает опасные процессы в обществе. Но силовыми методами их не подавить.

По мнению Бергманна, людей нужно не просто переквалифицировать — дать им другую профессию на смену устаревшей. Нужно встроить их в систему постоянного обучения — в течение всей жизни. Вопрос только в том, готовы ли они эмоционально жить в новой системе координат. «Внутренняя готовность к изменениям зависит от того, сможем ли мы предложить людям какую-то перспективу. Мы пока сами не знаем. Но поскольку от этого в большой степени зависит личное благополучие многих людей, которым нужно кормить семьи, мы обязаны найти решение», — считает Бергманн.

Мир усложняется, становится все более разнообразным и неопределенным, и готовность человека и человечества к постоянным изменениям — вопрос ключевой, согласился директор по гуманитарной политике РАНХиГС Александр Асмолов. «Наша беда заключается в том, что мы учим людей адаптироваться. Не меняться вместе с миром, а только приспосабливаться к текущим условиям. Это уменьшает готовность человека к тем вызовам, которых еще не было», — считает Асмолов. Поэтому вопрос «Адаптироваться или трансформироваться?» сегодня звучит как «Выживать или жить?»

По словам Асмолова, наша психика способна к работе в условии постоянных перемен. В каждом человеке заложены уникальные возможности для рефлексии, критического осмысления мира и изменения стереотипов. Но главное — в нас заложена толерантность к неопределенности. «Именно она выступает как мощнейший индикатор готовности каждого к трансформации. Но эту готовность очень часто убивает тоталитарная закрытая система, которая стремиться к консервации знания, к тому, чтобы штамповать стандарты, опираясь только на прошлый опыт. Отсюда этот дикий страх перед новыми технологиями», — отметил Асмолов.

Чтобы готовить людей к будущему, о котором никто ничего пока не знает, нужна тотальная перемена в образовании, сверхскорости в области переподготовки специалистов, новые системы, ключом которых стала бы работа с неопределенностью, считает эксперт.

Главное, что сейчас происходит — резкое изменение картины мира. Если раньше в цивилизованных странах люди больше всего боялись смерти, то теперь, как показало прошлогоднее исследование, на первое место в списке человеческих страхов вышел страх потери смысла. «Будущее за человековедческими профессиями, за мастерами по работе с сознанием: коучерами, мотиваторами, коммуникаторами, переговорщиками. Это будет самая перспективная сфера — работа с личностью, которая даст возможность помочь каждому человеку найти себя. Персонологическая навигация навсегда станет востребованной профессией», — считает Асмолов.

Каким должно стать образование, чтобы вооружить людей против вызовов, которых еще не было, пока не очень понятно. Правда, одну подсказку Асмолов все-таки дал. «Недавно китайские ученые опросили экспертов компаний Microsoft и Google о том, как они учились, и оказалось, что самые успешные из них те, кто читал в детстве фантастику. Они получили уникальный опыт воображения. По сути, фантастика — предадаптация к непредсказуемому, постоянно меняющемуся миру. И те, кто читал про хоббитов и Гарри Поттера, оказались лучшими, самыми успешными и счастливыми среди лидеров корпораций-гигантов в сфере новых технологий», — отметил он.

Анна Семенец