Posted 24 июня 2019,, 11:20

Published 24 июня 2019,, 11:20

Modified 30 марта, 16:34

Updated 30 марта, 16:34

Исследование: частные операторы государственных школ помогут улучшить качество отечественного образования

24 июня 2019, 11:20

В ходе сессии «Выгодно ли бизнесу инвестировать в образование?» Форума социальных инноваций регионов корпорация «Российский учебник» представила результаты первого исследования возможных моделей частного инвестирования в отечественное школьное образование. В частности, изучены особенности правового регулирования в России и глобальные образовательные тенденции, включая практики таких стран, как США, Канада, Германия, Япония и Индия. Мировой опыт показывает, что государственно-частное партнерство (ГЧП) в образовании позволяет достичь важных целей, в том числе добиться увеличения доли цифровых форм образования и повышения доступности и качества образовательных услуг.

Исследование показало, что принципиально возможны три роли инвестора в сфере образования: поставщик контента и оборудования; оператор школьного образования (включает в т. ч. профессиональное развитие педагогов); концессионер (управление процессом «под ключ», от строительства школы до ответственности за учебные результаты). Причем роли оператора и концессионера могут реализовываться офлайн- и в онлайн-форматах.

«По нашим исследованиям, законодательство позволяет реализовать сотрудничество в формате SIB (social impact bonds), накладывающее ответственность на частного партнера за образовательные результаты, но есть ограничения: концессионные соглашения будут носить компенсаторный характер. То есть, достижение образовательных результатов должно оплачиваться государством только, если они связаны с дополнительными расходами концессионера. Такая конфигурация создает правовые риски для частных компаний, готовых сотрудничать с государством в развитии системы образования. Но уже сейчас формат SIB-контрактов возможен», — рассказал генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин. Спикер добавил, что ГЧП в образовании позволит компаниям помочь регионам уменьшить существующую разницу в качестве образования. Для этого важно расширить полномочия государственного партнера путем предоставления ему возможности осуществлять также и премиальные выплаты, снизив риски для частного партнера.

Участники сессии согласились с тем, что государству предстоит проделать значительную работу, чтобы создать комфортную среду для частного инвестирования. «Нужен определенный маршрутизатор для инвесторов, так как не у всех из них есть понимание, как открывать школы или детские сады», — отметила заместитель генерального директора «Агентство стратегических инициатив» Ольга Захарова.

В то же время государство начинает понимать необходимость обусловить предоставление и режим использования инвестиций достижением определенного результата. «Мы договорились о сотрудничестве с республикой Саха-Якутия. Вышло постановление правительства республики, устанавливающее правила представления грантов в форме субсидий со стороны бюджета региона в случае достижения социального эффекта в рамках конкретного проекта в сфере образования. Это означает, что инвестор, которым в нашем случае является Фонд развития Дальнего Востока, вкладывает собственные средства, 60 млн рублей на три года, которые будут направлены на изменение подходов к организации образовательного процесса с целью их выведения на новый качественный уровень, в том числе для помощи учащимся достигать более высоких результатов на ЕГЭ и ОГЭ», — рассказал старший вице-президент Блока агента Правительства РФ Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич, подчеркнув, что от государства поступит выплата только при достижении конкретных результатов.