eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Москва

Почему РПЦ проигрывает мятежному младостарцу Сергию

Скандал вокруг бывшего схиигумена Романова обнажил серьезные проблемы современного православия, считает религиовед Сергей Чапнин.

15:10, 09.07.2020 // Росбалт, Москва

Фото из личного архива Сергея Чапнина

Религиозная жизнь полна скандалов и драм. На наших глазах продолжается мятеж схиигумена Сергия (Романова) в Среднеуральском женском монастыре, беззастенчиво бросающего вызов и патриарху, и главе государства. С корреспондентом «Росбалта» беседует издатель, журналист и церковно-общественный деятель Сергей Чапнин.

— Сергей Валерьевич, как вы оцениваете этот клубок событий вокруг схиигумена Сергия и его паствы?

 — Мятеж схиигумена Сергия (Романова) — это знаковое событие для Русской православной церкви. И рассказать о нем светской аудитории не так просто, как может показаться на первый взгляд. Сам отец Сергий — яркий образец человека, который пришел в Церковь на волне церковного возрождения 1990- х, и пришел довольно специфическим образом — через хозяйственную деятельность.

Он 13 лет провел в заключении, где последние годы строил православный храм на «зоне», был старостой и, возможно, прорабом. Пробовал учиться в семинарии, но после первого курса был исключен, пошел в монастырь в Алапаевске, но вскоре оказался в новом монастыре Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, где очень требовался свой «хозяйственник». Так он стал главным строителем этого монастыря — и получил и священный сан в 2001 году, и монастырь в управление.

Казалось бы, стремительная и вполне успешная карьера. Однако уже в 2005 году с монастыря его снимают, и формально он становится «просто духовником» женского монастыря. В 2011 году его отправляют за штат, а в 2020 году запрещают в служении.

Теперь важно поговорить о том, какой образ о. Сергия складывается в сознании православных. Во-первых, о. Сергий типичный неофит, то есть человек, который более- менее разобрался в обрядах и ритуалах, но практически ничего не знает ни о богословии, ни об истории церкви, ни о пастырском служении. Помимо обрядовой стороны, он хорошо знаком с православной мифологией. Его проповеди — довольно убогий набор идей. Призывы бороться за «чистоту веры» соседствуют с конспирологией и ковид-диссидентством, фантастические интерпретации исторических событий — с недоверием к церковной и государственной власти. Период неофитства может продолжаться и 5, и 10 лет, а в нынешних условиях, когда очень многие люди не хотят изучать свою веру, можно и на всю жизнь остаться неофитом. Напомню, о. Сергий не сумел окончить семинарию, не хотел и не мог учиться.

Московская церковь одиночества Расчет на то, что никто в мировом православии не рискнет открыто поссориться с РПЦ из-за Украины, оказался ошибочным.

— Как же он тогда стал священником?

 — Ему просто повезло. Во главе одной из крупнейших епархий Русской Православной Церкви — Екатеринбургской, оказался митрополит Викентий (Морарь). И они с Сергием нашли друг друга: Викентию для нового монастыря на Ганиной Яме нужен был активный игумен, который мог бы сделать этот монастырь центром нового культа — почитания императора Николая II и членов Царской семьи. Культ к тому времени уже оформился, но своего «центра силы» у него еще не было.

Викентий делает Сергия руководителем монастыря и рукополагает в священный сан через четыре года после того, как Сергий освобождается из тюрьмы. Сергий (Романов) не просто неофит, он еще и преступник, который был осужден на 13 лет за разбойное нападение и убийство.

Действия митрополита Викентия — это не просто ошибка. С точки зрения церковного права — это преступление, за которое епископ может быть наказан. Человек, совершивший убийство, не может стать священником. И здесь возникает неудобный вопрос к Московской патриархии: почему такой человек почти 20 лет оставался в священном сане и руководил жизнью большого женского монастыря? Неуклюжие попытки оправдаться задним числом, мол, Сергий Романов умело скрывал свое прошлое, не выдерживают никакой критики. Конечно, все, кто был причастен к его карьере, хорошо знали его биографию.

Сам о. Сергий показал себя незаурядным стратегом, помимо мужского монастыря он практически сразу начал строить и женский монастырь. Он умело пользовался тем, что поток паломников на Ганину Яму рос год от года, и агитировал женщин идти спасаться монастырь в честь иконы Божьей Матери «Спорительница Хлебов». В итоге он собрал огромную женскую общину — в несколько сот человек. Это его основной ресурс и главный козырь.

Именно поэтому церковные власти боятся с ним связываться. В условиях конфликта несколько сот монахинь твердо заявили, что остаются на его стороне. И оказалось, что епархии не по зубам такой мятежный монастырь. Слишком уж он большой. Епархии приходится действовать очень и очень аккуратно.

Парадоксально, но, оставаясь неофитом, Сергий получил авторитет старца, то есть человека, который имеет право и власть руководить духовной жизнью других людей. Он оказался сильным харизматическим лидером, привлекшим к себе довольно известных людей, среди которых одно время была депутат Госдумы Наталья Поклонская, работники прокуратуры и военные, актриса Мария Шукшина и другие.

Типологически конфликт между о. Сергием (Романовым) и митрополитом Екатеринбургским Кириллом — конфликт между иерархическим и харизматическим авторитетом. Говоря современным языком — между епископатом и старцами. Эти конфликты известны давно, с первых веков христианства, но есть и новые обстоятельства.

Второй Ватиканский собор в России будет «в рассрочку» Какие тенденции характерны сегодня для Русской православной церкви, рассуждает заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин.

У церковной иерархии сегодня авторитет чисто административный. Среди сотен епископов практически нет ни авторитетных духовников, ни ярких проповедников, ни талантливых богословов. Епископы — это чиновники, в руках которых сконцентрирована огромная власть. Все чаще приходится слышать, что священники сегодня находятся в рабстве у епископов. Насколько велика власть над их жизнью, оказавшаяся в руках епископата.

А старцы-духовники имеют авторитет особого рода: они помогают людям! Сергий по-своему великолепно поступил, что брал в свой монастырь одиноких матерей с детьми. В сложной ситуации он помогал тем, кто оказался в беде, не только молитвами, но и практически. И поэтому на Урале он сейчас «старец № 1». Он знает это и чувствует себя довольно уверенно.

— Что можно предвидеть?

 — Если говорить о будущем, то главный вопрос — это вопрос о расколе. Насколько Сергий (Романов) готов себя противопоставить епископату РПЦ? Готов ли он уйти из РПЦ и присоединиться к какой-то неканонической группе или даже основать что-то свое?

Мне кажется, что Сергий не хочет никуда уходить, он очень хочет остаться в РПЦ. Но он уже лишен сана, он не может больше совершать богослужения и быть духовником монастыря. Более того, он показал себя нелояльным не только патриарху и своему епископу, но и современному российскому государству. А в нынешней церковной системе координат это самое страшное. Отказ от патриотической позиции и лояльности российской власти рассматривается практически как ересь!

Трудно представить, что ему может быть возвращен священный сан, но сам он, безусловно, на это рассчитывает. Сейчас ситуация замерла. Думаю, будет так: кто первым начнет активно действовать, тот и проиграет, поэтому выжидательная позиция обеих сторон понятна.

Обострение ситуации может быть вызвано только вмешательством государства. Оно может поинтересоваться, на каких основаниях в монастыре живут дети. Органы опеки заходили, но нельзя сказать, что интересовались серьезно. А теперь могли бы изучить этот вопрос основательно. Но пока непонятно, нужно ли это государству, и захочет ли оно лезть в этот улей.

Если Сергий уйдет в раскол, то большую часть своих «духовных чад» он потеряет. Может ли он присоединиться, например, к старообрядцам? Не исключено, однако маловероятно: у Сергия, как у совершенно советского человека, одна мифология, а у старообрядцев совсем иная. Вряд ли они захотят, чтобы в их составе появился монастырь с таким гипертрофированным культом императорской семьи. Вот если Рюриковичи — то да, а Романовы — нет.

Круг Сергия — это консерваторы и радикальные фундаменталисты. Старообрядцы — тоже консерваторы. Но богословие у нас в упадке, им мало кто интересуется. Место богословия в церкви заняла история. У Сергия легитимация идет от почитания последнего периода Российской Империи, прежде всего, культа Николая II, а у старообрядцев это более ранний период — да, недоверие к современному государству, но Золотой век лежит глубже, в допетровской Руси.

Дождемся ли мы аскетичную Церковь? Если епископы себе и своему окружению разрешили все, то Бог найдет средство для смирения деспотов, обжирающихся властью и богатством, считает протодиакон Андрей Кураев.

— Политика здесь как-то замешана?

 — Да, политический фактор оказался ключевым. Займись о. Сергий критикой патриарха и епископата, это еще было бы терпимо, и даже умеренная критика государства не вызывает раздражения. Месяц назад в Боголюбском монастыре тихо скончался архимандрит Петр (Кучер). Он тоже был фундаменталистом — выступал против ИНН и новых паспортов, обвинял государство в стремлении спрятать своих граждан в электронный концлагерь и тем приблизить конец света. Это все не о. Сергий придумал, и до него православные увлекались конспирологией. Но этих православных конспирологов особо не трогали.

До последнего времени и о. Сергия не трогали. Ситуация резко изменилась после того, как мятежный игумен публично осудил действия и намерения российской власти. Установка очевидна: РПЦ должна оставаться полностью лояльной государству.

Кстати, экономический фактор тоже работает: было бы очень важно провести расследование того, откуда, собственно, у монастыря деньги. Насколько мне известно, крупных спонсоров у него нет. Но если сотня или полторы монахинь при переезде в монастырь продали квартиры и передали деньги о. Сергию, это как минимум сотни миллионов рублей, возможно, около миллиарда. При невысоких запросах и довольно убогих зданиях, которые мы видели на фото, такой монастырский комплекс вполне можно построить. Есть еще трудники — бесплатная рабочая сила, и помощь мелких бизнесменов.

— Передача квартир — это законно?

 — Закон не регулирует многих вещей, связанных с деятельностью религиозных организаций. И это сознательная позиция Московской патриархии: лоббировать сохранение невнятной ситуации с пожертвованиями. Да, человек может пожертвовать монастырю что угодно, в том числе и квартиру. Это очень распространенная практика по всей стране: думаю, тысячи квартир были переданы монастырям и приходам. Кто и как этими деньгами распоряжался, никто до конца не понимает. Я знаю случай в Москве, когда священник очень сильно пострадал за то, что ему прихожанка завещала квартиру. А в глубинке, никто и не следит.

В Среднеуральском монастыре живут монахини с онкологией, и отказываются от лечения, так как им важнее находиться рядом со своим духовником. Не совершает ли Сергий противоправных действий, когда больным оказывается ненадлежащая помощь? В какой мере это законно? Тоже открытый вопрос.

Мы знаем инициативу депутата Госдумы Евгения Марченко, который предложил Церкви спрашивать справки о судимости при рукоположении. Реакция главного юриста патриархии была очень жесткой: такой вопрос — вмешательство в дела церкви, которая отделена от государства.

— Про старообрядцев мы говорили. А вот можно ли провести параллель: Сергий (Романов) — Петр (Кучер) — и известные церковные консерваторы, такие, как протоиереи Димитрий Смирнов и Андрей Ткачев?

 — С Кучером общего, конечно, много. И Кучер, и Романов создали «под себя» не мужской монастырь, а женский, где лояльность духовнику и лидеру общины гораздо выше. Мужчине манипулировать женской общиной гораздо проще. В ядре таких сектантских образований находится консервативный, фундаменталистских взглядов духовник, вокруг которого формируется сравнительно большая женская община и на чуть большем удалении — сообщество «духовных чад».

Эрдогану плевать на возмущение христианского мира Святая София станет мечетью: президент Турции укрепляет позиции, доказывая, что он мусульманин и турок, считает исламовед Алексей Малашенко.
 

Почему они не выходят и не создают свою церковь? Оказывается, это выгодно. Их никогда не осуждали. Был один документ 1998 года, в котором церковь осудила младостарчество (феномен такого духовника-неофита), но сегодня об этом документе практически не вспоминают.

Что касается Смирнова и Ткачева — это немного иной феномен публичных спикеров. Такие «церковные шоумены» работают на очень широкую публику и фактически превратились в фабрику по производству мемов.

У о. Димитрия Смирнова есть большая приходская община, но все-таки они живут «в миру», самостоятельно, и личный авторитарный стиль о. Димитрия не проецируется полностью на жизнь его прихожан. А у о. Сергия очевидна предельная жесткость идеологических установок и очень суровый контроль: члены общины должны постоянно проходить экзамен на лояльность «великому батюшке».

— Действительно ли он верующий?

 — Да, безусловно, верующий: харизматический лидер обязан иметь веру, иначе он не будет убедителен. Только во что он верит? Мы не слышим, да, думаю, и не услышим его богословских высказываний, но если поговорить с ним всерьез, я уверен, это будет неправославное исповедание веры.

В том-то и беда, и главная проблема православия сегодня. Сталинизм, тоска по монархии, жесткое духовное руководство и конспирологические идеи — все это стало частью массового народного православия. Люди, богословски образованные, видят этот страшный винегрет — и приходят в ужас. Но так получилось, что вот этот ужас… и есть православие. Богословская тематика, заповедь о любви к ближнему — все это ушло из повседневной православной жизни, на их место пришли исторические мифологемы, конспирология, ненависть к врагам…

На высоком церковном уровне, фундаментализм, борьба за чистоту веры, которая была в прошлые века и исказилась в нынешнем, сейчас очень силен и в Греции, и у католиков. И среди православных общин США тоже поднимается это знамя. Не исключаю, что через несколько лет мы увидим некий международный альянс православных фундаменталистов.

Беседовал Леонид Смирнов

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: 1°
Санкт-Петербург: 3°