Posted 27 августа 2020,, 14:16

Published 27 августа 2020,, 14:16

Modified 30 марта, 13:30

Updated 30 марта, 13:30

Куда к осени укатится рубль

27 августа 2020, 14:16
События в Белоруссии, отравление Навального и грядущие выборы президента США продолжат ослаблять российскую национальную валюту, прогнозирует экономист Василий Солодков.

С начала 2020 года рубль упал на 30% по отношению к евро, пишут СМИ. Ряд российских банков уже ввел комиссии за обслуживание счетов в европейской валюте. Доллар тоже дешевеет по отношению к евро, но растет к рублю. О том, какие факторы влияют на валютный курс, а главное — чего нам ждать этой осенью, «Росбалту» рассказал директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков.

— Что случилось с курсом рубля и к чему готовиться дальше?

— Доллар упал относительно евро, а рубль идет вниз относительно этих двух валют. Вот в таком положении мы сейчас находимся. Причины происходящего достаточно очевидны. Первая: до принятия поправок в Конституцию и «обнуления» Центробанк РФ держал курс рубля, а сейчас делать это уже незачем. Вторая: события, которые происходят в Белоруссии и с Навальным естественным образом отрицательно сказываются на облике Российской Федерации и отражаются в курсе рубля. Третья: в условиях возможного дефицита бюджета Минфину выгодно иметь слабый рубль, чтобы дефицит пополнять.

Кроме того, большие деньги были потрачены на борьбу с коронавирусом. Параллельно с этим бюджет недополучил налогов, произошел заметный провал ВВП. Соответственно, нам с вами сейчас грозит дефицит бюджета в размере 3-5%. А раз так, то проще всего решить эту проблему девальвацией рубля. Почему? Основные налогоплательщики — экспортеры, которые получают выручку в валюте. Соответственно, при девальвации рубля меняется курс, то есть в валюте они получают столько же, но в рублях у них оказывается больше. А налоги с них собираются в рублях. В результате все довольны и счастливы.

— Вы полагаете, что такой сценарий возможен?

— Почему нет-то? Некоторые называют его «животворящей силой девальвации». Роста цен на нефть нет, и не предвидится. Они либо останутся на этом уровне, либо, скорее всего, будут падать. При цене 50 долларов за баррель активно включаются производители сланцевой нефти. Плюс ко всему, до пандемии мир активно искал и находил хорошие источники альтернативной энергетики. В частности, в Германии половину электроэнергии вырабатывали именно они.

— После случившегося с Алексеем Навальным России грозят новыми санкциями. Такие разговоры уже звучат в публичном пространстве. Какую роль сыграет эта история?

— Российское руководство сделало все, чтобы отрицательное отношение к нашей стране стало брендом. Поэтому, действительно, возможны новые санкции.

— Если их введут, рубль, очевидно, продолжит падать.

— Если ЦБ не будет вмешиваться, то да. С другой стороны, его могут обязать вмешаться. Соответственно, при введении санкций Центробанк может какое-то время играть против рынка и поддерживать курс рубля, имея в распоряжении резервы, накопленные за счет продажи нефти — самые большие за весь исторический период.

С другой стороны, есть проблема у Минфина, которому нужно «закрывать» бюджет. С третьей стороны, внешние займы нам сейчас вряд ли кто-то будет давать в нынешних условиях. Остается наше несчастное население, которое будет все это оплачивать. В том числе, очевидно, за счет девальвации рубля.

— Вы говорили, что после обнуления Центробанку стало неинтересно держать курс рубля. Почему это может измениться из-за санкций?

— Дело в том, что у нас отсутствует как таковая последовательная политика. Скажет Путин: «А что это у нас с вами рубль обвалился?», — у нас будет строиться одна политика. Если он скажет: «Черт с ним, с рублем, нужно пополнить бюджет», — политика будет другая. Мы с вами сейчас не можем предугадать, куда нас кривая выведет. Потому что официально позиция ЦБ РФ заключается в том, что он курс не регулирует. Однако мы с вами видим, что на валютном рынке случаются весьма заметные интервенции.

— Как повлияют на валютный рынок грядущие президентские выборы в США? Это нас как-то коснется?

— Сейчас в Соединенных Штатах нет четкого лидера. Таковым пока нельзя назвать ни Байдена, ни Трампа. США как страна расколота на две группы, которые искренне не могут договориться друг с другом, за кого голосовать. Но при любом раскладе мы видим, что и республиканцы, и демократы для повышения своей популярности говорят о введении санкций против России. Одни эти разговоры сами по себе уже влияют на курс рубля.

— А что влияет на падение курса доллара по отношению к евро?

— В США самая большая заболеваемость коронавирусом. Сейчас у американцев жертв, как я понимаю, даже больше, чем они потеряли во Вторую мировую войну. Уже сейчас от COVID-19 там больше 170 тысяч смертей. При этом всего за Вторую мировую на европейской территории погибли 250 тысяч человек. В связи с этим происходит падение ВВП, вводится мягкая денежно-кредитная политика, когда деньги вливаются в экономику в огромных масштабах. На фоне этого происходит падение доллара.

— Оно закончится вместе с выборами?

— Валютный курс не прогнозируется, как и результаты выборов. На прошлых выборах все были уверены, что победит Хиллари Клинтон, а победил Дональд Трамп, потому что, во-первых, люди голосуют, а, во-вторых, там имеют дурацкую привычку — голоса считать. Поэтому все, что будет происходить, плохо прогнозируемо.

— Правильно ли мне, как обывателю, кажется, что единственно разумным в такой ситуации будет покупка евро?

— Это совершенно не очевидно. Мы с вами не понимаем, какая будет инфляция ни по евро, ни по доллару. Денег и там, и там влито совершенно немерено. Эти деньги куда-то пройдут. Этот ручеек превратится в реку, и где-то, в каких-то ценах это отразится. Сейчас мы имеем нулевые ставки по евро, и пока инфляции нет. Но никто не говорит, что ее не будет завтра. Совершенно не понятно, что вы приобретете, вкладываясь сейчас в евро. Вы можете потерять свои деньги или, наоборот, хорошо заработать. Традиционно накопления нужно раскладывать по разным валютам. Проблема в том, что по всем сейчас ожидается высокая инфляция.

— Получается, что осенью ситуация будет ухудшаться, и мы увидим в магазинах уже другие цены?

— Может даже чуть позже, чем осенью, — ближе к новому году. У России, по сравнению с другими странами, есть «преимущество» — у нас в разгар пандемии деньги не раздавали. В стране рекордное количество банкротств. В результате отсутствие платежеспособного спроса сдерживает инфляцию.

Беседовала Анна Семенец