Posted 30 октября 2020,, 10:50

Published 30 октября 2020,, 10:50

Modified 30 марта, 13:04

Updated 30 марта, 13:04

Эксперты обсудили ожидания мировых столиц от выборов в США

30 октября 2020, 10:50

В рамках нового совместного проекта «Россия и мир: профессиональный разговор» ИМЭМО РАН и «Интерфакс» провели первую из ряда запланированных встреч, посвященных важнейшим событиям в мировой политике и экономике. Как сообщает «Интерфакс», темой обсуждения стала международная повестка после президентских выборов в США. Модератором встречи выступил академик РАН Александр Дынкин и президент ИМЭМО имени Е.М.Примакова РАН.

По мнению руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, центральной в российско-американских отношениях есть и останется тема контроля над вооружениями. Он напомнил, что Россия предложила продлить на год существующий договор СНВ-3 с тем, чтобы начинать переговоры с последующим соглашением не на пустом месте, а имея солидную и прочную базу этого договора. В частности, нашей страной выдвинуто два основополагающих предложения. «Россия берет на себя обязательство не развертывать такие ракеты в Калининградской области, то есть в самой близкой части к многим странам Европы. Но Россия выдвинула предложение, чтобы нам было разрешено инспектировать установки баз противоракетной обороны, которые построены в Румынии и в Польше с тем, чтобы убедиться, что в них развернуты антиракеты, а не крылатые ракеты большой дальности», — пояснил академик Арбатов. Кроме того, отметил эксперт, Россия готова не развертывать данный тип ракет на своей территории, если запрещенные по Договору СНВ баллистические ракеты не будут развертываться на территории НАТО. Как пояснил Арбатов, данная проблематика будет иметь первостепенную важность вне зависимости от того, кто придет к власти в США после выборов 3 ноября.

В качестве еще одной из главных тем были названа позиция США в отношении Китая. В частности, как подчеркнул заместитель директора, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО Александр Ломанов, «Трамп активно работает над созданием военно-политического блока против Китая» — четырехстороннего союза безопасности с участием Индии, Японии, Австралии. Между тем Байден, по мнению эксперта, «сместит этот альянс с военной сферы в экономическую и будет очень стараться давить на Китай в экономической сфере», и как ожидается, может начать развивать сотрудничество с Поднебесной в тех сферах, в которых ранее его не было. При этом, считает Ломанов, «китайцы заинтересованы в том, чтобы исключить факторы непредсказуемости в отношениях с США с тем, чтобы США не перешли красной линии по Тайваню».

Касаясь реакции Индии на итоги американских президентских выборов, старший научный сотрудник Отдела международно-политических проблем ИМЭМО Алексей Куприянов отметил, что для этой страны приемлема победа любого из кандидатов, поскольку стратегические цели в регионе и отношение к Индии, как к ключевому партнеру, не изменится. По его мнению, Индия рассчитывает добиться от США поставок передовых технологий ВПК, просто инвестиций, поддержки в спорах с Пакистаном и Китаем, и невмешательства во внутренние дела Индии. Но главное, полагает спикер, Индия выражает готовность играть роль противовеса КНР, но, что особенно важно, не беря при этом на себя конкретных обязательств.

Как отметил директор Института Европы Алексей Громыко, в Брюсселе, Берлине, Париже, Лондоне предпочитают смену власти в Вашингтоне «ради новой стилистики и менее болезненного транзита в отношениях» с США. Вместе с тем, по его мнению, «в самом Евросоюзе уже нет консенсуса по поводу желательности возвращения к „бизнесу как обычно“ с США». На первый план выходит «стратегическая автономия ЕС», документально закрепленная еще в 2016 году. Как поясняет Громыко, «у Евросоюза есть все-таки желание достичь независимости от того, кто был, кто будет в Белом доме» и « попробовать выбраться из „прокрустова ложа“ ведомого». или, по крайней мере, быть ведомым, но не по всем вопросам и не по всем проблемам«. Однако, считает эксперт», в перечисленных европейских столицах «мало иллюзий, что в случае победы Байдена, следует ожидать кардинальных изменений во внешней политике и стратегии США», кроме того, она «принципиально не скажется на крайне сложной ситуации, в которой ЕС оказался из-за раскручивания конфронтации между США и Китаем».

Отдельно Алексей Громыко коснулся ожиданий Польши и стран Прибалтики. По его мнению, их «больше всего заботит сохранение антироссийского консенсуса».

Между тем французская элита, как полагает сотрудник ИМЭМО РАН Павел Тимофеев, настроена больше на победу Джо Байдена. Во много это связано с тем, что Макрон надеется стать лидером ЕС после ухода Меркель, а его усилия «стать для Трампа привилегированным партнером США не достигли ожидаемого успеха». В связи с этим французских лидер неоднократно «высказывал свое разочарование тем, что действия Трампа фактически раскалывают Запад».

Старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сурков коснулся значения итогов американских выборов для важнейших стран ближневосточного региона — Саудовской Аравии, Турции и Израиля. По его словам, Саудовская Аравия, сказал докладчик, считает Трамп более привлекательным союзником. Там полагая, что в случае переизбрания он может усилить давление на Иран. Хотя есть и опасения, что Трамп сможет внезапно пойти на сделку с ним ради еще одной эффектной «дипломатической» победы. Против Байдена играет его риторика о том, что альянс с Саудовской Аравией исчерпал себя.

Турция, отмечает эксперт, с приходом Байдена считает вероятным ужесточения санкций, а от Трампа ожидает сохранения статуса-кво. Кроме того, в Анкаре полагают, что Байден близок к греческому лобби в США, и что он будет наращивать поддержку курдов вплоть до поддержки и предоставления им независимости, особенно в Сирии. В то время как Трамп относится достаточно прагматично к курдам.

Что касается Израиля, то здесь полагают, что политика США вряд ли будет существенно варьироваться, отметил Николай Сурков. При этом один из главных вопросов — будет ли продолжена нормализация отношений Израиля с арабскими странами Ближнего Востока и Северной Африки или же с приходом новой администрации она будет приостановлена, и акценты сместятся на прямой палестино-израильский процесс.