Posted 15 января 2021,, 11:20

Published 15 января 2021,, 11:20

Modified 30 марта, 12:34

Updated 30 марта, 12:34

Правительство определилось, куда развивать образование

15 января 2021, 11:20
Как изменятся школы и вузы в ближайшие 10 лет, рассказали глава Минпросвещения Сергей Кравцов и глава Миннауки и высшего образования Валерий Фальков.

В российской системе образования грядут перемены. Какие-то уже внедряют, другие — дело ближайшего десятилетия. Какой курс взяли в правительстве, рассказали министр просвещения Сергей Кравцов и министр науки и высшего образования Валерий Фальков на одной из сессий Гайдаровского форума-2021. Два главных ведомства, которые отвечают в нашей стране за образование, оказались во всем солидарны друг с другом.

Первое, до чего договорились министры: в стране изменились критерии успешности, а, значит, и готовить новые поколения нужно к другому и по-другому.

По словам Кравцова, речь не идет об отказе от базовых знаний в пользу softskills. Только на их основе можно формировать те компетенции, которые нужны в современном мире. Но и ограничиваться базовыми знаниями в образовании больше не намерены. По мнению Кравцова, в первую очередь школа должна воспитывать в детях нравственные принципы.

«На мой взгляд, вопрос нужно ставить так: какими качествами должен обладать школьник, что даст ему возможность развиваться, быть успешным, счастливым, и как это, в конечном счете, повлияет на развитие экономики. Во всем мире сейчас востребованы такие качества, как доброта, толерантность, умение держать слово, не навредить природе, другим людям. Эти вопросы сейчас выходят на передний план. Поэтому важно, чтобы система образования давала не только знания, но и формировала те нравственные качества, которые позволят миру сохраниться, а человеку — быть счастливым», — считает Кравцов.

«Правильно сформированная картина мира — половина успеха», — согласился Фальков. Вместе с тем, по словам главы ведомства, важно дать школьникам и студентам возможность попробовать себя в безопасной среде, еще до того, как они выйдут во взрослую жизнь. «Мы должны дать детям возможность рисковать, делать выбор. Они должны научиться принимать решения и нести за них ответственность. Однако существующая система устроена таким образом, что человек практически лишен выбора. Это вызов для системы образования. Нам предстоит многое сделать, многое перестроить», — отметил Фальков.

По словам Кравцова, именно для того, чтобы дети еще в школе могли попробовать себя в разных направлениях, создается система профориентации. В советские годы такая система тоже действовала, но теперь этот опыт подгоняют под современные реалии. «Пробы, погружение в разные ситуации, чтобы испытать свои силы, общение с успешными людьми, примеры которых будут воодушевлять, общение со сверстниками из других школ, других регионов — все это уже формируется в системе образования», — отметил чиновник. Эти направления в ведомстве намерены развивать и дальше.

Но кроме этого важно научить детей жить и действовать в условиях неопределенности, считает Фальков. По его словам, нужно, чтобы новые поколения были готовы даже к тем переменам, о которых мы пока не имеем никакого представления.

«Когда мы учились в школе, в стране была одна экономика, сегодня — совершенно другая. И образование должно на эти перемены реагировать. Возможно, через 20 лет все опять изменится, и сегодняшние дети должны быть к этому готовы заранее», — подчеркнул Кравцов.

«Мы должны подготовить людей, которые не просто займут готовые рабочие места. Важно, чтобы они были настроены на создание новых видов деятельности, новой добавленной стоимости, новых рабочих мест. Но за партой сформировать такие компетенции сложно. И диагностировать их сложно. Первое, что мы должны сделать, — сохранить мотивацию детей к обучению, а не просто предоставить им багаж знаний. А это уже запрос на изменение всего: образовательной модели, расписания, дисциплин, критериев оценки», — считает Фальков.

Кравцов согласился: новые запросы к системе образования требуют и новых критериев оценки. «Система оценивания задает вектор развития системы образования. ЕГЭ уже проверяет не только знания, но умения применять их на практике. Но критическое мышление, умение работать в команде — в этом направлении мы будем двигаться дальше. Конечно, не завтра. Сегодня мы максимально не готовы к этому. Но в свое время в Рособрнадзоре мы отрабатывали устный экзамен: что-то вроде собеседования, которое позволяет оценить креативные навыки школьника, его эрудицию. Такие наработки есть. Рано или поздно мы такую систему создадим. Но здесь не должно быть резких движений», — заметил глава ведомства.

Но главные изменения должны произойти в системе педагогического образования, считает Кравцов. «Роль учителя уже изменилась. Он уже не обладает монополией на знания. И мы должны это учитывать в своей работе», — согласился Фальков.

По его словам, выпускники, которые шли в педвузы 7-8 лет назад, и те, что идут сейчас, — большая разница и большой шаг вперед. Так, в прошлом году впервые за долгое время вырос средний балл для поступления в педвузы. «Это значит, что растет престиж профессии учителя», — считает он.

По словам Кравцова, готовить будущих учителей планируют, начиная со школьной скамьи. «Мы создаем пять тысяч предпрофильных классов, то есть — уже со старшей школы будем видеть ребят, которые потом могут стать хорошими учителями», — отметил глава ведомства. По его словам, это позволит подготовить учителей нового поколения, которые и займутся внедрением нового подхода к образованию в жизнь.

Анна Семенец