eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Москва

РПЦ отказала в «своей правде» протестующей молодежи

Церковь идет по накатанной колее, показывая, что ее союз с государством надежный и прочный, считает религиовед Сергей Чапнин.

14:46, 04.02.2021 // Росбалт, Москва

© Фото из личного архива Сергея Чапнина

В дни, когда страну захватили несогласованные протестные акции, внимание христианской России привлекла проповедь патриарха Кирилла в Александро-Невском скиту. Он выразил озабоченность духовным состоянием молодежи.

«Как мы знаем, сегодня имеет место так называемый кризис молодого поколения, — подчеркнул предстоятель РПЦ. — Мы видим, как нередко молодежь наша буквально впадает в безумие, теряя всякие жизненные ориентиры, что может проявляться вовне и становиться известным и обществу, и миру. Но ведь такое состояние человека, которое приводит к тяжелейшим последствиям для его личной жизни, а нередко разрушительно влияет и на жизнь общества, не сваливается откуда-то неожиданно — оно формируется в недрах души». Также патриарх призвал какими идеями наполнен информационный поток, который поглощает современного человека.

Само по себе недовольство молодежными нравами, в общем-то, привычно для таких консервативных кругов, как церковь. В данном случае, однако, нельзя не заметить, что проповедь совпала со второй массовой несогласованной акцией уличного протеста в защиту Алексея Навального, в которой молодежь составляла большинство. Ранее глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, в передаче «Церковь и мир» на канале «Россия-24», счел необходимым напомнить, что «вовлечение детей и подростков в политические акции является совершенно недопустимым нарушением гражданского правопорядка» «Я думаю, что виновные должны нести за это ответственность», — подчеркнул владыка.

На злобу дня с корреспондентом «Росбалта» беседует известный христианский общественный деятель Сергей Чапнин.

— Сергей Валерьевич, следует ли воспринимать слова высших иерархов, как безусловное обличение протестов и оппозиции, и демонстрацию лояльности власти и президенту?

— Да, патриарх Кирилл неслучайно заговорил о молодежи в день протестов. Он осуждает протестную активность молодежи не стесняясь в выражениях, прямо говорит, что молодежь «впадает в безумие». Он пытается показать, что озабочен духовным состоянием молодежи, но, боюсь, все прочитают его иначе — как однозначную поддержку репрессивных действий государственной власти.

Церковь превращается в «казарму» вслед за государством? Высшие иерархи РПЦ выбирают симфонию с властями, которые постоянно ужесточают свою политику.

В целом позиция церкви в России повторяет сформулированную ранее позицию в Беларуси. И там церковь критиковала участников акций гражданского протеста, не желая понять их мотивацию и признать, что у протестующих тоже есть своя правда. В такие критические моменты, когда власть находится в раздражении, церковь ведет себя тихо и предельно лояльно. Никаких сигналов, что позиция церкви как-то отличается от позиции государства, она не посылает. Церковь идет по накатанной колее, показывая, что ее союз с государством надежный и прочный.

Увы, это огромная ошибка церкви и в Беларуси, и в России. Если церковь претендует на духовное лидерство, она должна послать ясный сигнал, что понимает те проблемы, которые выводят людей, в том числе и молодежь, на уличные протесты.

Ну, а в отношении митрополита Илариона все гораздо проще: много лет он ведет телепрограмму на государственном телеканале «России-24», где отрабатывает кремлевский темник в церковном стиле. Не думаю, что проблемы молодежи его как-то интересуют.

— А куда в таком случае деваться оппозиции? Она, как в XIX веке, будет становиться все менее религиозной?

— Нет, не обязательно. Православные христиане — органичная часть современного общества, они, конечно же, присутствуют и среди протестующих, и среди арестованных. Проблема церковного возрождения 1990-х и 2000-х была в том, что вся без исключения церковная иерархия пользовалась исключительным авторитетом. Авторитет церкви как таковой переходил на каждого ее представителя. И вот, последние 10-15 лет мы видим, что происходит «болезненный развод».

Авторитет церкви соединяется с авторитетом священника только в том случае, если он своей жизнью свидетельствует о Христе, евангельских заповедях. А к епископу, который произносит какие-то дежурные слова, как тот же Иларион, давно относятся с изрядной долей скепсиса.

Официальная позиция церкви и позиция конкретных приходов и конкретных прихожан во многих случаях могут быть диаметрально противоположными.

— А что же с молодежью?

— Конечно, вопрос работы с молодежью для церкви важен, об этом время от времени говорит и патриарх (митрополит Иларион по должности этих вопросов до сей поры не касался). Существует целый синодальный отдел по делам молодежи, который уже давно, не один десяток лет, называют «отделом по борьбе с молодежью».

И вместе с тем в разных городах России есть отряды «скаутов» и «витязей». Такие православные группы есть и в русском зарубежье. Казалось бы, какая-то работа с молодежью идет. Но надо иметь ввиду, что у нее несколько уровней. И на официальном уровне это, чаще всего, показуха.

Почему РПЦ проигрывает мятежному младостарцу Сергию Скандал вокруг бывшего схиигумена Романова обнажил серьезные проблемы современного православия, считает религиовед Сергей Чапнин.

Приведу всего лишь один пример: пару лет назад в Москве было приказано собрать молодежь на поздравление патриарха Кирилла с Пасхой. И в назначенный день молодежь собралась рядом с храмом Христа Спасителя. По требованию службы безопасности все были обязаны прийти за два-три часа, и ждать… Когда появился патриарх, и его поздравили, он сказал в ответ несколько дежурных слов и ушел.

Молодежь тоже разошлась, у большинства было неприятное ощущение, что их просто использовали для красивой картинки, для показухи, для церковного пиара. Молодежь не глупая, она увидела, что она патриарху не нужна и не интересна. Один из священников, сопровождавших эту молодежь, признался, что уходил с этой встречи в глубокой тоске. Он прекрасно понимал, что эти несколько сот молодых людей для церкви потеряны. Он честно сказал: «Мне страшно от того, как безрассудно мы теряем молодежь».

Но есть и более здоровый уровень церковной жизни — приходской. Если священник занимается молодежью искренне, это не останется незамеченным. Молодежь ценит искренность и готова таким священникам доверять. Получается, что одна из задач священника — уберечь молодежь от церковного официоза.

Увы, патриарх молодежь не понимает и даже не чувствует этого. Его высказывания обращены к какой-то мифической молодежи. Церковная риторика традиционных ценностей с огульной критикой «потребительского общества» и социальных сетей у реальной молодежи вызывает как минимум скепсис, а то и гомерический хохот. И сегодня, к сожалению, официальная церковь делает все, чтобы православие для молодежи выглядело как можно менее привлекательным.

Современная молодежь — очень «левая», социалистические идеи невероятно популярны. Даже те, кто вырос в церковных семьях, достигая 17-18 лет, из церкви все равно уходит. Некоторые возвращаются позже, когда им 30+, но их не так много.

Сложившиеся обрядовые и идеологические формы молодежь не привлекают. Громоздкий византийский ритуал ей совсем не близок. Она ищет большей простоты и естественности. Думаю, что молодежь, если какая-то существенная ее часть останется в церкви, будет сторонником многообразия в церковной жизни. Запрос на это многообразие уже сейчас довольно большой.

Беседовал Леонид Смирнов


Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: -5°
Санкт-Петербург: 0°