Posted 17 мая 2021,, 14:18

Published 17 мая 2021,, 14:18

Modified 30 марта, 11:43

Updated 30 марта, 11:43

Маниже по силам взорвать «отстойничек» «Евровидения»

17 мая 2021, 14:18
Наша певица выгодно отличается от «попсовой шелупони» конкурса последних лет, но против нее может сыграть один фактор, считает музыкальный критик Артемий Троицкий.

Первый полуфинал «Евровидения», в котором выступит участница от России Манижа Сангин, пройдет 18 мая. Известный музыкальный критик и писатель Артемий Троицкий в эфире программы «О!Пять! Росбалт» сделал прогноз о конкурсных перспективах певицы.

— Полуфиналы «Евровидения» стартуют уже на этой неделе. Какое у вас в целом отношение к этому конкурсу?

— Я отношусь к «Евровидению» добро-презрительно. Как мне кажется, я человек, который любит качественную музыку. Естественно, этот песенный конкурс, как благодатный источник качественной музыки, я никак не воспринимаю. Музыка тут вообще ни при чем. Тут скорее надо интересоваться шоу, костюмами. Если доходит дело до голосования, то уже геополитическими интригами: какая страна кого поддерживает. В любом случае: «Евровидение» — такое яркое зрелище в европейском «отстойничке». Поэтому с некоторого времени я сначала через силу, а в последние годы даже спокойно и не без удовольствия наблюдаю за этим песенных конкурсом.

Я думаю, что «Евровидение» стало намного забавнее после того, как в нем начали участвовать бывшие советские страны и страны восточного блока. Пока в конкурсе были только Франция, Германия, Англия, Ирландия и так далее — это была просто тоска, прям могила. А сейчас возникли какие-то кавказцы, белорусы, украинцы. Начались политические соревнования, «мерение» микрофонами. Стало довольно занятно.

В этом году, насколько я понимаю, главная интрига связана с российской певицей Манижей. Надо сказать, я мало чему поражаюсь, но в данном случае меня удивила реакция российской общественности и некоторых медиа на выдвижение девушки. Во-первых, она неплохая певица. Как правило, и Россию, и многие другие страны на конкурсе представляет самая отравительная попсовая шелупонь: какие-то девушки модельной внешности, какие-то парни «сладкой» ориентации. Ужасная музыка, бездарные голоса.

Иногда бывают неплохие артисты. Например, «Бурановские бабушки» или Петр Налич. Я уж не говорю о старых временах, когда под флагом России выступали «Мумий Тролль» и Алла Пугачева. Манижа же — хорошая певица с любопытным репертуаром. Я слышал некоторые ее записи. Это любопытно, достойно — такой этно-поп с элементами восточной музыки и неплохими электронными аранжировками.

И эта Манижа попала под пресс квазинацистской критики. Это уже серьезная история. Кто-то даже подал иски, мол, как так, «она представительница нетитульной нации, таджичка, какое право она имеет петь про русскую женщину?» Понятно, почему это произошло. Сейчас с благословения верхов всевозможные ретроградные и ханжеские «штучки» стали в большом почете. Хотя такое отношение — верх мракобесия. Я бы на месте Манижи, ее менеджеров и юристов подал бы встречный иск за разжигание межнациональной розни. И что, что она таджичка? Была бы она татарка, русская или чеченка, это бы что-то меняло? Главное, что девушка — гражданин нашей большой страны. Я считаю, что тут вполне можно дать сдачу этим идиотам.

— Как вы думаете, высоко ли финиширует Манижа?

— Я думаю, что песня у нее забавная. Не шедевр, конечно, но прикольно. Я хочу отметить, что впервые лет за десять выступление пройдет на нашем родном русском языке, а не на исковерканном английском, как это было у предыдущих российских конкурсантов. Думаю, что Манижа будет в первой десятке. И я не исключаю солидарность голосования: русские, проживающие в Италии, Германии, Израиле или Эстонии, по традиции голосуют за Россию. А то, что она из Таджикистана и вроде как девушка восточная, может вполне означать, что ее будут поддерживать турки, азербайджанцы и другие представители мусульманского населения. Я думаю, у Манижи вполне неплохие шансы оказаться в первой тройке или пятерке.

Единственным аргументом против исполнительницы может быть только то, что Россия — сейчас крайне немодная страна. Люди по всему миру смотрят на нас без большой симпатии, даже с некоторой опаской. Поэтому, боюсь, что для бедной Манижи это может оказаться отрицательным фактором. Тем не менее, желаю ей удачного выступления!

— Есть ли у вас фаворит этого года?

Я вообще не знаю, кто там еще выступает. Я употребляю «Евровидение», но исключительно в минимальных количествах. Когда будет финал конкурса, тогда все посмотрю и послушаю. До этого мне ничего знать не надо. Это вредно для моих ушей.

— Сейчас общественность обрушилась своими комментариями на репера Моргенштерна. Его критикуют за яркий внешний вид, неподобающее поведение и песни, которые якобы развращают молодежь. Как вы считаете, нужно ли запрещать творчество музыканта?

— Я слышал несколько песен Моргенштерна, сугубо из социально-антропологического интереса. В частности, помню одну, где поется, что он «съел деда» — такой экстремальный эйджизм (прокуратура потребовала запретить песню с таким названием — «Росбалт»). По-моему, у нас есть реперы поинтереснее и позабористее чем Моргенштерн. Я не очень понимаю, почему вокруг него возник какой-то особый шухер. Да и я не очень интересуюсь бытованием реперско-молодежной хип-хоп тусовки, это просто не моя музыка. Подобные песни я слушаю только по долгу службы, без всякого удовольствия.

На мой мало просвещенный взгляд, репер Моргенштерн ничем принципиально не отличается от массы других исполнителей. У нас есть много прекрасных реперов. Мне очень нравятся Noize MC, Хаски, Оксимирон. Это талантливые ребята с интересными «телегами». Ничего интригующего и криминального я у Моргенштерна не услышал.

Хабиб Нурмагомедов вам скажет: три шестерки над бровью — бес, черт; нельзя такое показывать нашим детям. Можно ли на законодательном уровне запрещать творчество персонажей, чьи творения не пропагандируют традиционные ценности среди молодежи?

— Я отвечу достаточно стандартным и предсказуемым образом. Существует Конституция Российской федерации. В ней сказано, что есть некоторые темы, которые являются незаконными. Например, детская порнография, пропаганда нацизма и наркотиков. Я считаю, что объявленное незаконным по Конституции существовать не должно. И если оно имеется, то тут уже начинаются всякие стандартные процедуры типа «суда». Кто-то подает на Моргенштерна иск за то, что он пропагандирует наркотики. Умелые адвокаты на суде утверждают, что на самом деле речь идет совсем не о наркотиках, а о табачном дыме или таблетке аспирина.

Это стандартная процедура. Такого рода вещи происходят и на Западе, хотя и крайне редко. Потому что там это стало нормой жизни. Песни о наркотиках становились хитами еще в шестидесятые годы прошлого века. Там это уже вышло из скандально-провокационной зоны. Но я не против, чтобы у нас таким образом соблюдался закон. Это несколько старомодно, но ничего страшного я не вижу.

Что касается татуировки «666», это просто смешно, просто какое-то религиозное мракобесие. Многие люди вообще не верят в Бога, в христианские легенды. «666» — что такого? Будь я адвокатом, я бы сказал, что такая цифра — от любви к математике.

Записал Станислав Корягин

Полную запись беседы с Артемием Троицким смотрите на канале «Росбалт News»: Чем закончится новое дело против Алексея Навального и его соратников? Смогут ли оппозиционные структуры продолжить свое существование? Чем можно объяснить запрет избираться в Госдуму гражданам, которые имели отношение к деятельности «экстремистских организаций»? Почему, согласно уличному опросу, Владимир Путин в Москве сегодня самый популярный политик? Можно ли с помощью законодательства закрепить в памяти людей решающий вклад СССР в победе над нацисткой Германией? Почему Петрова и Боширова отправили на «почетную пенсию», а не наказали за провалы?