eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Москва

«Общего купола» у коммунистов с либералами быть не может

«Росбалт» и «Литературная газета» в проекте «Правила общежития» исследуют возможные пути преодоления раскола российского общества. Раунд третий: Виктор Матизен и Дарья Митина.

16:26, 15.06.2021 // Росбалт, Москва

Вводная картинка
© Фото ИА «Росбалт»

Третье заседание дискуссионного клуба под названием «Правила общежития» прошло в московском пресс-центре «Росбалта» в значительно более резких тонах, нежели первые два. Ведущий, главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев, вновь напомнил о цели совместного проекта ЛГ и «Росбалта» — «лживое единообразие заменить на свободную дискуссию мыслящих людей». И о том, что сейчас наше «государство роль общего купола не выполняет». Полемизировали в этот раз две фигуры из мира искусства кино: известнейший кинокритик либерального направления Виктор Матизен и Дарья Митина — кинокритик, журналист и блогер, а в прошлом — самый молодой депутат Государственной думы конца 1990-х.

Митина представляет «незюгановское», отличное от КПРФ коммунистическое движение. И, как заметила она в ходе беседы, уважает и Сталина, и Бухарина, и даже Троцкого, поскольку они боролись между собой, но «за лучший мир для всех, а не для избранных». Ну, а то, что в ходе той борьбы Троцкий и Бухарин были уничтожены — так нравы были такие, и, в общем-то, везде. «Ценность человеческой жизни как понятие», считает Митина, появилась только после Второй мировой войны, когда, в частности, возникло международное право.

Разговор вышел достаточно острым. Как заметил для затравки Максим Замшев, в современном Минкульте, по сути, «все занимаются только кино». «У кино огромные бюджеты, всем хочется показать президенту, что у нас прекрасное кино, — высказал мнение главный редактор ЛГ. — Зарубежные фильмы иногда пытаются снять с проката, как „Смерть Сталина“. Были даже такие смешные моменты, когда отодвигали показ голливудских фильмов, чтобы показать побольше наших. Тихое признание того, что наше кино, в которое вкладываются такие деньги, не очень-то конкурентоспособно».

От Сталина до Крыма. Плюсы уже свое отработали «Росбалт» и «Литературная газета» в проекте «Правила общежития» исследуют возможные пути преодоления раскола российского общества. Раунд второй: Николай Сванидзе и Михаил Ремизов.

«Нет ли ощущения, что мы какой-то неправильный повод для гордости выбираем? — поставил вопрос ведущий. — Почему, начав вновь снимать патриотическое кино, мы стали снимать его так плохо?» «Главная проблема нашего кино состоит в том, — считает Виктор Матизен, — что орган, который его поддерживает, он же его и убивает. С уходом Александра Голутвы и Армена Медведева из руководства кино, с приходом Владимира Мединского в Минкульт, кино стало идеологизироваться. Государство высказало свою ясную точку зрения: оно не хочет видеть никакой критики в свой адрес. Тут же начинаются крики, что это русофобия, клевета на страну».

Как подчеркнул Матизен, в российском кино возродилась цензура — «официально она запрещена Конституцией, но чиновникам на это совершенно наплевать». Проекты критического кино «зарубаются», чему со стороны подевает масса доброхотов-патриотов, они увлеченно играют роль «оппозиции справа» и требуют не давать неугодным фильмам прокатных удостоверений.

С другой стороны, с азартом выпускается масса патриотических фильмов, по оценке Матизена, один другого хуже. Вот на это «выделяются большие бюджеты, разыгрываются аппетиты, и главное — это потратить деньги и заработать еще до стадии проката». В лучшую сторону среди этого кино Матизен выделил фильм «Движение вверх» — про советских баскетболистов, победивших на Олимпиаде 1972 года (но и это вроде «рака на безрыбье»).

Со своей стороны, Дарья Митина заметила, что к государственному влиянию на все формы культуры, в том числе и кинематограф, относится философски, потому что любое государство с любым социальным строем, социалистическое или капиталистическое, европейское или азиатское — безусловно, влияет на все стороны культурной жизни. Оно кино заказывает и поддерживает. «Я очень люблю тезис наших киноведов: «В отличие от путинской России или СССР, в США-то нет госзаказов! Там все частное!» — рассказала Митина. — Хрень это собачья, начиная с Первой мировой войны (просто там это не оформлено как госзаказ). Но в 1950 году ЦРУ просто выкупило право на экранизацию «Скотного двора» Оруэлла. Тот же Бен Аффлек свою «Операцию «Арго» снимал в интерьерах Лэнгли (Лэнгли — территория, где находится штаб-квартира ЦРУ, упоминаемая как ее синоним — «Росбалт»). Можно подумать, он в Лэнгли разрешения не спросил! Еще и сценарий заставили переписать».

«Есть кумовство, безусловно, — считает Митина. — И система, безусловно, нечестная. Но в 1990-е годы было вообще время безвременья культурного. Мне и та ситуация категорически не нравилась, не нравится и сейчас. В советское время система была куда более справедливой. Мы знаем массу примеров, когда даже „полочные“ фильмы пробивались. Мировой шедевр Элема Климова „Иди и смотри“ вышел еще даже до перестройки».

Неформальный и живой характер советского мира кино Дарья Митина проиллюстрировала таким примером: «Моя мать, кинодраматург, имела счастье поссориться на почве творчества с культовым режиссером Владимиром Роговым, который поставил фильм „Офицеры“. Он сказал: „Я лягу костьми, чтобы вас не приняли в Союз кинематографистов и ни один ваш фильм не увидел свет“. На что она спокойно и публично ответила: „Ну, хорошо, я подожду, пока вас вынесут вперед ногами“. Через три месяца Роговой скончался. И что? Кто моей маме что запретил?. Практика худсоветов в той или иной форме есть и сейчас, только еще и деньги вмешались».

Жажда реванша? Что делят «западники» и «славянофилы» в современной России «Росбалт» и «Литературная газета» в проекте «Правила общежития» исследуют возможные пути преодоления раскола российского общества.

По мнению Дарьи Митиной, бал в современном российском кино правит все-таки не столько министр культуры, сколько дикий рынок — и закупаются за рубежом, как и в 1990-е годы, фильмы, которые принесут большую прибыль. Хотя, в силу человеческой психологии, это сплошь и рядом низкопробные поделки, аналогичные отечественной «Прабабушке легкого поведения». При этом, как считает она, все-таки, «у нас большинство интеллектуальное кино-то любит».

В целом, Митина полагает необходимым сохранить и развивать воспитательную роль кинематографа. Против чего резко возражает Виктор Матизен. «Кино само по себе никому ничего не несет, — подчеркнул он. — Стремление навязать кино воспитательную функцию — безнадежное, бессмысленное, идиотское стремление. Искусство само влияет на человека, но в какую сторону — вы запрограммировать не можете. Как только человек чувствует, что в него пытаются тихой сапой втащить какую-то идею, он ее отклоняет».

Матизен напомнил, что представлял собой «классический соцреалистический фильм». «Появляется некий идеальный персонаж, который видит вокруг себя всякие недостатки и к концу фильма их благополучно устраняет, — отметил кинокритик и добавил. — Все прекрасно знают, чем кончалась реформистская деятельность в Советском Союзе: хватали и отправляли, куда надо, или просто увольняли с работы». В качестве живого примера, он рассказал печальную историю своего ученика, который, посмотрев фильм «Весенний призыв», снятый в 1976 году Павлом Любимовым по сценарию Александра Миндадзе, решил не уклоняться от воинской обязанности — и хлебнул лиха, в частности, в армии ему зубы выбили. На что Дарья Митина спросила, значит ли это, что защищать Родину не нужно.

«Я бы просто отменил все разрешительно-прокатные удостоверения, — подчеркнул Матизен. — Государство должно финансировать анимацию, экспериментальную работу и дебюты, разумеется, не все… Предоставьте свободу кинокомпаниям, они прекрасно знают свою публику». Однако, по мнению Митиной, в нашей стране без государственной поддержки практически никто ничего снять не в состоянии. «Посмотрите, ведь 95% заявок кинематографистов в том или ином формате удовлетворяются, — напомнила она. — Начальные или финальные титры: «Снято при поддержке Фонда кино или Министерства культуры».

В целом, представители двух мировоззрений допустили, что у них могут быть какие-то общие задачи в виде защиты прав людей, но, по оценке Митиной, это «не столько тактический союз, сколько параллельный курс».

Леонид Смирнов


Нет сил читать? Смотри наши видео на Youtube

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: +19°
Санкт-Петербург: +22°