Posted 9 августа 2021,, 17:53

Published 9 августа 2021,, 17:53

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Дистант, прививки, репетиторы: к чему готовиться 1 сентября

9 августа 2021, 17:53
В новом учебном году школам придется столкнуться со старыми проблемами, которые чиновники не смогли решить за полтора года пандемии, считают эксперты.

Эпидемиологическая ситуация во многих регионах страны оставляет вопросы: начнут ли дети новый учебный год оффлайн — за партами, потребуют ли у них сертификаты о вакцинации, и как быть родителям, если школы снова начнут закрывать на карантин. Готовых ответов пока нет даже в Министерстве просвещения. Ведомство держит руку на пульсе, следит за развитием ситуации с заболеваемостью коронавирусной инфекцией в регионах и дает рекомендации, но основные решения по-прежнему будут приниматься на уровне регионов.

Каким будет 1 сентября: оффлайн или онлайн

«Надеюсь, в новом учебном году большинство школ будет работать в нормальном режиме. Но, учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию, не могу исключить эксцессов. Количество регионов, в которых коронавиурс отступает, пока еще меньше тех, где ситуация нормализуется. Например, в Москве сейчас заболеваемость идет на спад, поэтому, я надеюсь, там дети начнут учебный год в традиционном формате. Но в моем родном Омске показатели заболеваемости растут», — заявил первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

«Министр просвещения Сергей Кравцов тоже заявил, что надеется и хотел бы, чтобы дети начали учебный год в классическом режиме, но однозначно предсказать эпидситуацию достаточно трудно, так что возможны варианты. Конечно, регионы будут стараться не переводить на дистант начальные и старшие классы. Но 100% гарантии никто пока дать не может», — добавил парламентарий.

Ситуация с пандемией очень похожа на ту, с которой мы уже столкнулись в прошлом году, считает парламентарий. Поэтому и меры регионы будут принимать соответствующие. «В школах будут стараться не сводить всех детей вместе: начинать уроки в разное время, кормить по очереди, разводить учеников по классам. Напомню, что в прошлом году школы целиком на карантин обычно не закрывали. Чаще переводили на дистант отдельные классы. Скорее всего, так же будет и сейчас», — заявил зампредседателя профильного комитета Госдумы.

По словам Смолина, как и в прошлом году, решение о переводе школ или отдельных классов на дистант будет приниматься на уровне региона. «Ситуация с пандемией по стране столь различна, что принимать общее решение для всех было бы неверно», — считает парламентарий.

Как заявил омбудсмен в сфере образования Амет Володарский, еще в прошлом году было понятно, что это не простой грипп, и сейчас эпоха борьбы с новым вирусом только начинается. «У Минпросвещения нет и не будет четких решений по вопросам, связанным с образовательным процессом в эту эпоху. Скорее всего, нас снова ждет рваный учебный процесс. При выявлении одного заболевшего целый класс будут сажать на двухнедельный карантин, вместе с педагогами. Это значит, что вместе с классом на карантин уйдет, скажем, учитель математики, который ведет семь-восемь классов — с 5 по 11-й. Достаточно двух-трех педагогов, и школа окажется парализована. У меня у самого четверо детей, поэтому я хотел бы призвать родителей снисходительно отнестись к этому процессу, когда школа ищет различные возможности сохранить образование в период борьбы с коронавирусом, не реагировать эмоционально в случае карантина и перевода детей на временный дистант. Да, полностью переходить на дистант — неправильно, я имею в виду в глобальном смысле. Онлайн-форматы должны быть подспорьем для основного образования. Но сейчас я призвал бы родителей понять и, возможно, даже помочь школам найти дополнительные способы получения и сохранения знаний», — отметил Водорарский.

По словам омбудсмена, опыт прошлого года показал, что практика двухнедельного карантин для отдельных классов и педагогов эффективна. Нет нужды придумывать что-то новое.

Могут ли в школе потребовать привиться от COVID-19

Как заявил Смолин, школьников точно не заставят вакцинироваться: сейчас в стране только начались клинические испытания «СпутникаV» с участием несовершеннолетних.

По его словам, даже у студентов не должны требовать сертификат о вакцинации. «Министр науки Валерий Фальков заявил, что ведомство не настаивает на обязательной вакцинации всех студентов. В то же время я получил письма от родителей детей, которые не смогли поступить в вуз или получить комнату в общежитии без сертификата о вакцинации. Все эти обращения я направил в Генеральную прокуратуру РФ», — подчеркнул Смолин. Омбудсмен согласился, что отдельные инициативы руководителей образовательных учреждений по обязательной вакцинации обучающихся должны получить оценку генпрокуратуры.

Однако учителей сейчас обязали привиться. Что будет, если к 1 сентября кто-то из них этого не сделает? «Я вакцинирован дважды. Мне не миновать постоянного общения с людьми и риски от прививки меньше, чем риски от вируса. Если хотите сохранить здоровье, вакцинироваться целесообразно. Но я противник принудиловки в этих вопросах. Ограничивать права человека в зависимости от вакцинации неправильно», — высказал свою позицию Смолин. Отметим, в ряде регионов введено требование обязательной вакцинации не менее 60% сотрудников сферы образования, которые не имеют медотводов от прививки.

Как быть родителям, если детей отправят учиться из дома

Эпидемиологическая ситуация во многих регионах говорит о том, что и в этом году многим школам избежать карантина в отдельных классах не удастся. Но что делать родителям, которые в такой ситуации оказываются буквально между молотом и наковальней. С одной стороны, им нужно работать. С другой, оставить без присмотра детей они тоже не могут.

Как рассказал омбудсмен, в прошлом году в нескольких регионах одному из родителей давали возможность уйти в двухнедельный оплачиваемый отпуск на то время, пока дети учатся на дистанте. Но пока это лишь практика отдельных субъектов, которая не распространяется на все остальные. «Такое решение в масштабах всей страны можно было бы только приветствовать», — отметил Смолин.

Почему школы снова оказались не готовы к дистанту

Если в прошлом году пандемия грянула внезапно, то в этот раз у чиновников было время подготовиться, обеспечить детей и школы необходимой техникой и выходом в интернет. Однако ничего из этого не делали.

Даже спустя полтора года пандемии школы снова оказались не готовы к дистанту, согласился депутат Смолин. «По заключению Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, в 2021–2023 годах расходы на образование предлагают не увеличить, а сократить с 3,9 до 3,6% от ВВП, то есть, примерно на 300 млрд рублей, в то время как их точно надо увеличивать. Согласно поручению президента, в 2021 году современные технологии уже должны были прийти в российские школы. Однако расходы федерального бюджета на цифровизацию образования, я имею в виду подключение к интернету, закупку оборудования, сокращаются на 4 млрд рублей по сравнению с плановыми. Мне кажется, имея запас в 14 трлн рублей так называемого Фонда национального благосостояния, можно перестать экономить на образовании и помочь людям получить это самое образование. Особенно если вы предлагаете людям дистант в качестве вспомогательной формы в период пандемии», — заявил парламентарий.

По словам Смолина, больше года назад в Госдуму внесли законопроект, суть которого — урегулировать перевод школ на дистант. Основная мысль документа в том, чтобы переводить детей на «удаленку» только с согласия родителей. «Если в пандемию государство делает это вынуждено, оно обязано обеспечить все необходимое для того, чтобы дети могли учиться в онлайн-режиме. Я напомню, что чуть больше года назад даже в Петербурге губернатор Беглов обращался к обеспеченным людям с просьбой передать детям лишнюю технику, которой никто не пользуется, чтобы они могли учиться из дома. Если даже в Северной столице техника есть не у всех, что говорить про сибирскую деревню», — отметил глава профильного комитета Госдумы.

Как рассказала общественный деятель, мать 17 детей Валентина Красникова, в региональных школах до сих пор нет не только высокоскоростного интернета, но и нормального контента. В прошлом году на дистанте учились 12 детей Красниковой. «Ничего более кошмарного в жизни родителей и учителей не было в истории современного образования. Я имею в виду то, каким образом все было организовано — хаотично и бездарно. В трансляции постоянно происходили сбои, педагогов не было слышно», — высказала она мнение.

Кроме того, отметила Красникова, несмотря на то, что в прошлом году учебный процесс во многом нормально не смогли организовать, ответственность с детей за экзамены не сняли. Полгода дети практически не учились очно. Многие вынуждены были обращаться к репетиторам, покупать онлайн-курсы, чтобы не забыть того, что знали, и подготовиться к поступлению.

Как считает общественница, если уже сейчас понятно, что и в новом учебном году дистант не уйдет из школы, то нужно заранее записать все уроки для всех классов в хорошем качестве. «Пусть их ведут лучшие учителя страны, кандидаты наук, профессора. Выложите их в свободный доступ, регулируйте методически количество домашних заданий для каждого класса по каждому предмету. Пусть будет единая для всех система, которая раздает задания. Запишите уроки физкультуры с олимпийскими чемпионами, дети с радостью будут заниматься дома. Я живу за шесть тысяч километров от МКАДа, в нашей школе нет даже стадиона, а в спортзале одновременно занимаются по три класса. Но сейчас минусы дистанта мы можем превратить в возможности», — считает Красникова. Если уроки запишут заранее и привлекут к этому лучших педагогов страны, школьные учителя смогут подтянуть свою квалификацию и сосредоточиться на проверке заданий и помощи учащимся. По мнению Красниковой, даже сейчас для создания такой системы еще есть время.

Смолин идею заранее подготовить контент поддержал. По его словам, в таком случае школьники получат возможность учиться у лучших и смотреть уроки в хорошем качестве, без сбоев и заиканий. Однако, по мнению парламентария, это все равно не обеспечит равного качества образования по всей стране, просто потому, что в половине российских школ нет нормального интернета. «Кроме того, дети психологически очень разные. Практика показала, что дистант не снижает качества образования у мотивированных детей, но есть те, кто рад учиться на удаленке просто потому, что может подключиться к уроку без камеры и заниматься своими делами», — отметил Смолин.

Анна Семенец