Posted 2 ноября 2021,, 11:18

Published 2 ноября 2021,, 11:18

Modified 1 февраля, 16:07

Updated 1 февраля, 16:07

Пенсии опять вылетели в трубу

2 ноября 2021, 11:18
Индексации выплат не успевают за инфляцией, чтобы не оставить стариков в нищете, нужны иные решения — вплоть до привлечения денег госкорпораций и нефтяных гигантов.

Российское общество в который раз обеспокоилось девальвацией пенсий. Как официально сообщил Росстат, за год средняя пенсия в РФ в реальном выражении обесценилась на 1,8%, а в целом за три квартала — на 0,6%. Это явно не тот случай, когда мелкая процентовка не внушает беспокойства.

При этом в номинальном выражении средняя пенсия возросла на 5,5%. Но, увы, она банально отстает от инфляции. Что можно было бы сделать для поддержки не избалованных жизнью пенсионеров?

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа:

Действительно, в годовом выражении инфляция значительно превышает то, что прогнозировалось. Даже официально Центральный банк прогнозирует инфляцию в диапазоне от 7,4% до 7,9%. Я же не думаю, что инфляция уложится даже в верхний предел в 7,9%. Между тем, проект федерального бюджета, который внесли в Госдуму, предусматривает индексацию пенсий в 5,9% по итогам года. Получается, что индексация не компенсирует рост цен текущего года.

Что тут можно сделать? Можно было бы индексировать пенсии уже не на 5,9% — а не менее, чем на 8%. Надо просто не жадничать, а индексировать гораздо большими темпами, тогда пенсии в реальном выражении не будут уменьшаться.

Надеяться на это, может быть, и можно — но вряд ли это сбудется. Когда в 2018 году в РФ повышали пенсионный возраст, фактически главным аргументом было, что это позволит индексировать пенсии гораздо более высокими темпами по сравнению с инфляцией. Сейчас мы видим по факту, что происходит: индексация за инфляцией не успевает. По понятным причинам, мы не слышим комментариев сверху, но такой вопрос встает. Приходится ожидать, что в реальном выражении пенсии уменьшатся.

Сергей Звенигородский, независимый пенсионный консультант:

Да, это так: в реальном выражении пенсии, действительно, немножко уменьшились. К тому же, рост цен на товары первой необходимости всегда отличался от инфляции в большую сторону. И вопрос «Что можно сделать?» — это не вопрос не финансовых выплат, а экономики в целом.

Переоценка пенсий у нас в стране производится обычно два раза в год. Раз в год — всегда переоценка по инфляции. Когда же инфляция выше ставки рефинансирования Центробанка (сейчас именно такая ситуация — ставка составляет 7,5%, а инфляция обсуждается уже на уровне 8%), — производится еще одна переоценка, в апреле. И правительство закладывает в бюджет соответствующие трансферты в пользу Пенсионного фонда. Так что, первая переоценка будет по окончании года, вторая — после апреля 2022-го.

Если же дела пойдут совсем плохо, правительство может предусмотреть в резервном фонде средства на очередную компенсацию. Если бы кризис ударил сейчас, подумали бы и о других мерах компенсации, вроде продуктовых талонов. В принципе, не исключено, что через два-три года плавно подойдут и к вопросу о базовом доходе для всех.

Это возможно. Но пока оснований для серьезного беспокойства у правительства нет. Конечно, прибавка к пенсии в 3% (а мы можем рассчитывать на то, что она будет) пенсионерам «погоды не сделает». Но если взять и повысить пенсии на 25%, пенсионеры их потратят на закупку самого необходимого, а этих товаров недостаточно — и мы получим инфляцию, которая не только съест все прибавки, но еще и залезет людям в кубышки. Все-таки, не надо забывать, что государство тратит на социальные нужды сотни миллиардов рублей. Со стороны многим кажется, что во власти работают «лебедь, рак и щуки в одной упряжке». Но полностью гармонизировать интересы населения, бизнеса и правительства невозможно.

Евгений Гонтмахер, доктор экономических наук, профессор:

Инфляция по итогам года «ползет» к 8%, а пенсии увеличиваются меньше. Хотя вроде бы выплатили по 10 тысяч каждому пенсионеру, но этого оказалось явно недостаточно. В первом полугодии реальное содержание пенсии тоже падало. Мне кажется, это и было одной из причин для выплаты в 10 тысяч. Если помните, президент Путин сказал хлесткую фразу, что инфляция «подъела пенсии». Она их и продолжает подъедать, несмотря на разовые выплаты.

Что можно сделать? Вопрос, на самом деле, системный. Можно назначить еще какую-то разовую выплату — к Новому году всем пенсионерам подарить еще по 10-15 тысяч. Это возможный вариант, будет ли он — неизвестно. Пенсионеры пребывают не в очень хорошем настроении. Они все чувствуют, тем более, что для них инфляция выше, продуктовая инфляция выше средней, а пенсионеры значительно большую долю своего дохода тратят на продукты. Можно пойти по пути таких разовых выплат. Можно индексировать пенсии «не по плановой, а по фактической инфляции», как сказал Путин насчет материнского капитала. Но все это в лучшем случае замедляет снижение реального содержания пенсий.

А кардинально, что делать — это большой разговор. Это вопрос, который не может быть решен за полгода. Это предмет для очень большой дискуссии, которая затрагивает и бюджетную, и налоговую политику, и всю экономическую политику.

Моя точка зрения: у нас много госкорпораций или таких корпораций, где государство получает дивиденды. «Роснефть», «Росатом» и т. д. Эти дивиденды поступают в бюджет. Мне кажется, надо ими с пенсионерами делиться, скажем, в размере нескольких тысяч рублей на человека в месяц. Это будет красивый ход — чтобы пенсионеры видели, что их «вклад в Родину не прошел даром».

Это тоже паллиатив: понятно, что сейчас есть доходы от тех же госкорпораций, а завтра их может и не быть. Но это дало бы несколько лет на то, чтобы чуток подправить ситуацию с пенсиями — и обсудить, как дальше быть с пенсионной системой. Если же будет, как сейчас, то и у нынешних молодых людей инфляция будет так же «подъедать» пенсию, а государство будет что-то впрыскивать несистемно. Надо бы, чтобы это не повторялось.

Беседовал Леонид Смирнов