Posted 21 мая 2022,, 09:44

Published 21 мая 2022,, 09:44

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Реинкарнация: автомобиль минус АВС и подушки безопасности

21 мая 2022, 09:44
Эксперты спорят, удастся ли наладить на заводах «АвтоВаз» и «Автофрамос» производство отечественных машин, пусть и с китайскими комплектующими.

Уход из России зарубежных компаний актуализировал тему возрождения отечественного автопрома. На повестке дня будущее двух заводов — «АвтоВаза» и «Автофрамоса».

История автомобильной марки «Москвич» в постсоветские (да даже и в поздние советские) годы была извилистой и прихотливой. В 1990-е пассажиры «фиолетовой» ветки метро, проезжая открытый участок у станции «Текстильщики», могли наблюдать бесконечные табуны нераспроданных машин «Москвич-2141» под снегом и дождем. А каких только марок не присваивали продукции завода АЗЛК: и ALEKO, и «Юрий Долгорукий», и «Святогор», и «Иван Калита», толку, однако, было не так много. Сам завод, менявший хозяев, менял и имена — вплоть до «Автофрамоса». Остановились было на Renault Россия, но ситуация изменилась.

Теперь, когда французский хозяин Renault покидает Россию, Москва взяла завод снова на баланс. И планирует выпускать «Москвичи» уже в этом году, а в ближней перспективе — еще и электромобили. Стратегическим партнером будет «КамАЗ», хотя он и производит тяжелые грузовики. Что в итоге получится за машина — любители страстно гадают, но, по наиболее основательным слухам, что-то китайское.

В государственную собственность переходит и «АвтоВАЗ», от которого тоже отказывается Renault, имевший там большую часть пакета. Французская доля переходит российскому государству в лице института НАМИ, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, символически, за рубль. Здесь, правда, Renault сохраняет право выкупа своей доли в течение шести лет. Но что за машины будут производить? Пока «АвтоВАЗ» берется отвечать за сервис машин Renault в России.

Рассуждая о том, как может развиваться ситуация, эксперты высказывают разные мнения. «Ну, я хочу напомнить, что несколько лет назад небезызвестный Михаил Прохоров пытался электромобиль производить в России — и довольно быстро отказался от этих иллюзий», — заметил председатель Движения автомобилистов России ДАР Виктор Похмелкин.

«С моей точки зрения, российский автопром мог существовать только в условиях партнерства с иностранными компаниями, — полагает эксперт. — Мы упустили тот момент, когда можно было на собственной основе это развивать. Прежде всего, за 70 лет советской власти, когда автомобильный транспорт был не в почете, и мы в автомобилестроении очень сильно отстали. Боюсь, что отстали навсегда».

За последнее время были сделаны правильные шаги, созданы совместные предприятия, и в РФ стали производить хорошее машины, отметил Похмелкин. «Сейчас, если мы будем все делать с нуля, никаких хороших машин создать не сможем, — считает он. — В ближайшие 10 лет точно. Даже если подключить самые лучшие умы! Кроме, того, сейчас хлынет китайский автопром, который гораздо лучше нашего развит. В лучшем случае появятся совместные предприятия с ним».

Схожего мнения придерживается и руководитель межрегиональной общественной организации «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. «Какой „Москвич“ возродить? Карбюраторный, что ли? Ну, видимо, да. Потому что правительство уже предложило идею — разрешим двигатели „Евро 0“ выпускать. Это и есть „Москвич“ карбюраторный! Что тут оценивать?».

«АвтоВАЗ» показал, точнее — санкции показали, что у нас не существует отечественного автопрома, — констатировал Лысаков. — Есть Renault, Ford — эти компании получали огромные таможенные преференции и льготы налоговые — ради чего? Чтобы у нас локализация была. В КНР за два года 80% научились делать сами! А у нас, сколько лет они работают — локализация 30-40%. И получилось, что мы не можем «Ладу» эту несчастную выпускать, потому что мозги управления двигателем нам поставляла компания Bosch. Сейчас она их не поставляет — и конвейеры встали. Не могут сделать элементарную вещь — машинка-то простая. Не смогли заместить за столько лет!».

«Минпромторг уже заявлял, что электромобили у нас будут к 2022 году, а водородные — к 2023-му, — напомнил Лысаков. — Где они? Ими не пахнет!».

В то же время руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев напомнил о насущной необходимости сохранить в РФ автопром во что бы то ни стало — хотя бы потому, что в нем заняты множество рабочих.

«Да, китайцы нам рынок насытят за полгода, но и свое производство надо сохранять, — подчеркнул Канаев. — И будь то „КамАЗ“, „АвтоВАЗ“ — сейчас это вообще не важно. Смеяться над этим не надо — смеяться над нами будут другие, когда у нас вообще исчезнет вся отрасль. Много ругали наши смешные машины типа „Лада-Гранта“ — а вы понимаете, что в условиях санкций это единственные машины, которые неотключаемы? Любой Mercedes с 2012 года, все импортные машины, можно все отключить, остановить на дороге. Когда я это говорил, все смеялись. И вот мы до этого дожили. В ближайшие 10 лет с поставками нам хороших автомобилей будет все очень сложно. Ну, да, будут поставлять запчасти, параллельный импорт, но как и по какой цене будут ввозиться к нам хорошие машины?»

А то, что на «Москвиче» собираются делать электромобили — это, по мнению Канаева, и вовсе самое лучшее и правильное, что можно в нынешних условиях там делать. «У нас всегда была проблема прежде всего с двигателями, — отметил эксперт. — На электромобиль нужен инверторный двигатель. А вот с ними у нас проблем-то и нет — начиная с атомной энергетики. Вопрос в том, сколько это все будет весить и стоить, но тем не менее…»

Леонид Смирнов