Posted 25 июня 2022,, 09:32

Published 25 июня 2022,, 09:32

Modified 1 февраля, 18:40

Updated 1 февраля, 18:40

ОСАГО снова подорожает, но хватит ли на ремонт автомобиля?

25 июня 2022, 09:32
Если страховые компании сделают один шаг назад, то потом обязательно сделают два шага вперед, в свою пользу, считают эсперты.

Новая экономическая реальность, сложившаяся в России после введения западных санкций, все настойчивее дает о себе знать. Рост цен на запчасти к автомобилям, не говоря уже об их возможном дефиците, самым непосредственным образом скажется на конечной стоимости полисов ОСАГО и, следовательно, на кошельках автовладельцев. И даже возможные нововведения вроде отказа от учета износа узлов и деталей автомобилей и сокращение числа обязательных параметров при прохождении техосмотра (ТО) едва ли подсластят пилюлю. Расходы автомобилистов снова увеличатся — в этом убеждены эксперты, опрошенные «Росбалтом».

Сергей Канаев, руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» (ФАР):


Страховщики «поют» нам, что будет индивидуальный подход при определении стоимости полисов ОСАГО. Они даже приводят статистику, согласно которой в среднем цены не поднялись. Но что значит «в среднем»? Есть люди, которые десять и более лет ездят без аварий, как, впрочем, и прямо противоположные примеры. А почему страховые компании не говорят, как не страхуют таксистов, как разнится цена «автогражданки» в зависимости от региона?

Например, в Чечне нет никаких проблем с полисами автострахования. Это потому, что у этой республики есть президент Рамзан Кадыров, который им «головешки» поотрывает, я думаю, в считанные секунды. Поэтому страховщики там сидят тихо и не жужжат. А в остальных регионах они начинают терроризировать людей. И постоянно жалуются Центробанку на то, как плохо у них идут дела. Так что все намеченные изменения будут в интересах страхового бизнеса.

Страховщики говорят, что цены на запчасти выросли на 29%, и потому на столько же поднимется стоимость ОСАГО. Здесь я не вижу вообще никакой связи. Ладно бы, если они выплачивали всю сумму, 100%, то тогда была бы хоть какая-то очевидная зависимость, но ведь, согласно расчетам экспертов страхового рынка, повышение не должно превышать 12%, то есть даже этого им за глаза хватает. Страховщики умело лоббируют свои интересы и ублажают Центробанк своими цифрами, тогда как автовладельцы не имеют такой возможности. Конечно, ФАР будет писать какие-то обращения, но думаю, что все будет тщетно, поскольку я этим занимаюсь 15 лет. Отказ от учета износа запчастей — не новая идея, она обсуждается с 2012 года. Никто этого делать не торопится, потому что в этом случае стоимость полиса ОСАГО поднимется как минимум вдвое, что в нынешней социально-экономической ситуация недопустимо.

Сейчас говорят, что страховщики намерены расширить тарифный коридор более чем на четверть, на 26% и что эти планы уже согласованы с Центробанком. То есть, если человек платил за полис 7500 рублей, то будет платить 10000 рублей. И это в той сложнейшей экономической ситуации, при угрозе роста безработицы. Поэтому я вам прямо скажу, что поднимать стоимость ОСАГО нельзя.

Не изменят общую ситуацию в России и потенциальные новшества, связанные с техосмотром. Никто не станет открывать новые пункты ТО в Москве или Петербурге, они там и так на каждом шагу. А вот в регионах все не так благополучно. Есть одно поселение, я умышленно не стану называть его, оно находится в Ртищевском районе Саратовской области. Так вот там, чтобы сделать техосмотр, людям приходится ездить за 50 километров, да и в Пензенской области есть такие же места.

Конечно, открывать новые пункты техосмотра нужно и нужно сокращать число его обязательных параметров, мы за это боремся. Разговоры об этом начались, еще когда ГИБДД руководил Виктор Нилов (2011–2017 годы. — «Росбалт»). И уже сколько лет Михаил Черников возглавляет это подразделение МВД РФ (с 2017 года. — Росбалт), но ничего не изменилось. Слава Богу, что нам удалось сделать это через депутатов Госдумы от ЛДПР.

Стоимость ОСАГО у нас никогда не понижалась. Наоборот, страховые компании расширяют так называемый тарифный коридор и называют это реформой. Но все эти изменения всегда в пользу их кармана. Год от года полис стоит все дороже, и по этому показателю Россия обогнала бывшие союзные республики, в которых похожая дорожная сеть и психология автовладельцев. Это четкий тренд: любыми путями собрать, как можно больше денег, а выплатить, как можно меньше.

Однако ОСАГО задумывалось не как бизнес, а как социальный проект. Была идея стимулировать законопослушное поведение водителей на дорогах, чтобы уменьшить количество пострадавших и погибших. Но на самом деле коэффициент бонус-малус у нас не работает. Если ты, не дай Бог, попал в ДТП, даже мелкое, или человек, который записан в твоем полисе как второй водитель, на другом автомобиле и даже в другом регионе стал виновником аварии, то стоимость страховки сразу вырастает на 50%. А если ты ездишь аккуратно, не нарушаешь, не попадаешь в ДТП, то страховщики щедро дают тебе 5 копеек и говорят «ни в чем себе не отказывай».

У страховщиков уровень рентабельности, кстати, тоже условное понятие, в районе 73%. Иначе говоря, они получают огромные прибыли, исчисляющиеся сотнями миллиардов рублей. Эти громадные деньги лежат в аффилированных с ними банках и работают на страховой генералитет, так что ничего нового в сфере добровольного автострахования быть не может, это, честно говоря, знакомая история.

Вокруг отмены учета износа запчастей всегда шла борьба между владельцами автомобилей и страховыми компаниями. Если ты попадал в ДТП, то они высчитывали процент износа и платили тебе три копейки. А чтобы получить новую деталь, приходилось доплачивать из собственного кармана. Поэтому страховщики всегда противились отмене такой практики, и сейчас они начнут плакать, что их ждут убытки, что им нужен тарифный коридор. Если они сделают один шаг назад, то потом обязательно сделают два шага вперед и, естественно, в свою пользу.

В новейшей российской истории много говорилось о том, что нужно упростить или даже отменить ТО. Но сделано было до обидного мало. Вот если бы за «левый» техосмотр была бы введена административная или даже уголовная ответственность, то тогда, возможно, что-то бы изменилось. Страховые компании являются операторами на этом рынке, но многие подходят к этому формально, существует не мало пунктов, где кроме ручки и карточек ничего больше нет.

Жизнь требует, чтобы техосмотр, хотя бы для физических лиц, был полностью отменен, в этом я поддерживаю руководство нашей страны. Однако для пассажирского и грузового транспорта он, напротив, должен быть ужесточен. Поэтому можно было бы поступить следующим образом: пока машина не пройдет проверку на всех стендах, карта ТО просто не выходит из компьютера.

Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России (ДАР):

Если просто поднять цены на полисы ОСАГО, то есть увеличить размеры страховых тарифов, качество страховых услуг, естественно, не улучшится. Но самое главное здесь состоит в том, что действующее законодательство устанавливает жесткие критерии, когда можно, а когда нельзя повышать страховые тарифы. Статья 8 федерального закона «Об ОСАГО» прямо говорит о том, что страховые компании должны тратить 80% на компенсационные выплаты.

Однако до сих пор наши основные страховые компании и близко не подошли к этой цифре. Следовательно, если у вас выросла себестоимость услуг, связанная с подорожанием деталей, то вы должны доказать, что ваша убыточность выше 80%. А если она ниже 80%, то ни о каком повышении страховых тарифов по закону и речи быть не должно. Правда, я не помню года, когда бы эти компенсации превышали 70%.

Честно говоря, я вообще не понимаю, как можно учитывать износ. Дело в том, что если у вас какая-то деталь вышла из строя, то никто никогда не покупает подержанную. Или если это делается, то, в общем-то, меняется шило на мыло. Автовладельцы хотят покупать новые запчасти. А поскольку ситуация сейчас такова, что страховые компании главным образом не выплачивают деньги, а сами проводят ремонт, то, с моей точки зрения, учет износа не выгоден автовладельцам.

Обязательный техосмотр для частных автовладельцев сейчас отменен. Он остался только для профессиональных водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, поэтому увеличение пунктов ТО и сокращение его параметров меня, честно говоря, меньше всего волнует, поскольку ДАР представляем интересы частников. Но я думаю, что на первый план должны выйти качество техосмотра и жесткое соблюдение установленных правил, так как речь идет о сохранности жизни и здоровья людей. Но, к сожалению, по улицам ездят машины, которым там абсолютно нечего делать.

Роман Трунов