Posted 15 декабря 2003,, 09:19

Published 15 декабря 2003,, 09:19

Modified 2 апреля, 09:15

Updated 2 апреля, 09:15

В Белоруссии больше не ждут "демократии с Востока"

15 декабря 2003, 09:19
Похоже, ни одна политическая сила Белоруссии не в восторге от нового состава российской Госдумы. Однако, причины такого скепсиса и даже опасений - у каждого свои.

Какое внешнеполитическое "лицо" будет иметь новая Государственная Дума России, - отнюдь не чисто внутрироссийский вопрос. Причем, интересует он не только таких мировых лидеров как США, Китай или Германия, но, прежде всего, страны бывшего СССР. И даже в ряду этих стран особо выделяется Белоруссия, в которой, похоже, результаты думских выборов никого не обрадовали.


Белорусы в основной своей массе вполне информированы о прошедших в России парламентских выборах. Знают и о политических пристрастиях россиян, ясно выразившихся в количестве голосов, отданных за прошедшие в Думу партии. Однако объяснить, чем эти партии разнятся и в чем сходятся, по силе лишь небольшому числу жителей Белоруссии.


Иное дело - представители политических кругов. Их интерес к российской политической жизни думские выборы, безусловно, усилили. И такое впечатление, что ни одна политическая сила в Белоруссии не в восторге от нового состава российской Госдумы.

Президент Александр Лукашенко публично выразил оптимизм, заявив, что результаты российских выборов "дают основание полагать, что новый состав Думы будет содействовать дальнейшему укреплению двусторонних отношений". Как пояснил белорусский лидер, главным аргументом в пользу такого мнения является "тот факт, что многие искренние друзья Белоруссии, крупные государственные, политические деятели России избраны в российский парламент".

Увы, это заявление Лукашенко вряд ли стоит считать искренним. Депутатов четвертой Думы, состоящих в доверительных отношениях с президентом Белоруссии, можно пересчитать по пальцам. Его главные союзники в третьей Думе - депутаты от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым, а также спикер Геннадий Селезнев - в новом составе Госдумы, без сомнения, будут отодвинуты от ключевых парламентских должностей.
"Это значит, что больше никаких игр белорусского лидера на политическом поле России не будет", - считает, например, белорусский политолог Виталий Силицкий.

Государственная Дума России, как известно, не однажды предоставляла трибуну президенту Белоруссии, который срывал здесь овации, обвиняя российских демократов и "скрытых врагов интеграции в органах российской власти" в подрыве и саботаже процесса строительства Союзного государства. Возможно ли продолжение этой традиции?

"Время выступлений Александра Лукашенко в Госдуме ушло окончательно", - убежден заместитель председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Белоруссии Ярослав Романчук, присутствовавший на российских выборах в качестве наблюдателя. По его словам, силы, с которыми заигрывал Лукашенко, оказались "в пролёте", в результате чего проигрыш белорусского президента даже ощутимее проигрыша белорусской оппозиции.

А оппозиция свой проигрыш связывает, прежде всего, с поражением российских либералов - СПС и "Яблока". "Поражение Союза правых сил и "Яблока" свидетельствует о том, что власть провела несвободные, непрозрачные выборы в Думу", - считает активистка ОГП, известная белорусская правозащитница Людмила Грязнова. По ее мнению, думские выборы продемонстрировали, что в России "происходят процессы, подобные белорусским: укрепляется авторитарный режим, и для этого используются самые гнусные, антидемократические меры".

В этой связи в оппозиционном лагере отчетливо прозвучала мысль о необходимости пересмотра наметившегося в последние годы вектора сотрудничества белорусской оппозиции с российскими единомышленниками. "Для Белоруссии эти результаты выборов означают, что надо очень осторожно относиться к лозунгам вроде "Демократия к нам придёт только из Москвы" или "Вместе с Россией в Европу", - заявил, например, координатор правозащитного центра "Хартия'97" Дмитрий Бондаренко.

Пожалуй, самым неприятным для белорусской оппозиции открытием думских выборов стала популярность в российском электорате блока "Родина". В частности, один из лидеров социал-демократического движения Белоруссии Алексей Король считает, что это свидетельствует о "сползании" российского общества на шовинистические позиции. По его мнению, этот сдвиг может отразиться и на белорусско-российских отношениях. "Есть опасение, что стремление к решению проблемы "союзного государства" будут искать на пути включения Белоруссии в состав России", - отметил Король.

Политолог Валерий Карбалевич сдвиг в общественном сознании России "в сторону шовинизма и империализма" видит в качестве сигнала для российской политической элиты, которая будет вносить коррективы в отношения со странами СНГ, в том числе с Белоруссией. Как считает Карбалевич, более жёстким тоном Россия заговорит на переговорах о приватизации российским капиталом белорусских предприятий и введении российского рубля на территории Белоруссии.

Политическая интрига во взаимоотношениях новоиспеченных российских депутатов-"великодержавников" с белорусским президентом обострилась после недавнего жесткого ответа Лукашенко. "Я на это не пойду, - твердо заявил белорусский лидер. - Это было бы началом моего конца; всё хорошее, что было сделано, было бы перечеркнуто". Лукашенко в очередной раз сказал, что Белоруссия в данном вопросе проводит "очень взвешенную" политику, пересматривать которую он не намерен даже в обмен на российскую поддержку его "третьего" президентского срока. "Третий и пятый срок мне будет давать народ Белоруссии, - подчеркнул Лукашенко. - И никто другой: ни в Москве, ни в Смоленске, ни во Владивостоке".

Новая российская Дума, таким образом, унаследовала старый багаж острых разногласий с официальным Минском по вопросу перспектив Союзного государства и всему комплексу отношений России и Белоруссии. Поэтому, по мнению белорусских экспертов, новые российские парламентарии вкупе с исполнительной властью оказались перед дилеммой: придерживаться прежних подходов и продолжать полемизировать с "несговорчивым" Лукашенко или же попытаться заменить его на более лояльного Москве политика?

Михал Стельмак, ИА "Росбалт". Минск