Posted 8 июля 2004,, 08:40

Published 8 июля 2004,, 08:40

Modified 2 апреля, 07:43

Updated 2 апреля, 07:43

"Вечерняя Москва": Московский бомонд вурдалаков

8 июля 2004, 08:40

Новый фильм 'Ночной дозор', закрывавший международный кинофестиваль в Москве и сегодня выходящий в прокат, сам Никита Михалков назвал 'нашим ответом Тарантино'. Сюжет фильма и прост, как проста расстановка сил в колоде игральных карт (поединок Света и Тьмы, разыгранный в современной Москве и оттого еще более захватывающий), и сложен, как тщательно разработанная фабула всякого фэнтези. А в том, что это настоящее фэнтези, сомневаться не приходится - роман Сергея Лукьяненко, по которому поставлен фильм, уже успел завоевать самое широкое признание и обрести огромное количество настоящих фанов. Так что перед 'нашим ответом Тарантино' был еще и 'наш ответ Толкиену'.

'Идея Сумрака как площадки битв магов, которые живут среди нас как обычные люди, а отношения выясняют в сумраке, чтобы не волновать обычных людей', - так в одном из интервью автор объяснил возникновение замысла. Сумрак, конечно, здесь в философском смысле - поскольку действие происходит в самой что ни на есть узнаваемой Москве, и герои-маги, и темные и светлые, ездят в метро, попадают под милицейскую проверку документов, стригутся в парикмахерских и работают в мясных магазинах, где и попивают между делом еще теплую кровь из термосов. Вампиры среди нас! Устранить темные силы призвана организация 'Ночной дозор'. А конкретно - герой фильма, юный маг-супермен Андрей Городецкий, с лицом красавчика Константина Хабенского.

Так неужели же это прикинулась кровавым, 'вампирическим' триллером детская сказочка с моралью о Мальчике-с-пальчике, победившем маркиза Карабаса? Чего нет, того нет. 'Силы Света и силы Тьмы - это вовсе не силы Добра и Зла, - объяснял Сергей Лукьяненко. - Речь идет о противостоянии двух спецслужб.

Но спецслужба страны, отстаивающая абсолютно правое дело, не может работать абсолютно чистыми руками:' Вот оно что - если это и сказочка, то вполне актуальная, несмотря на свою фантастическую канву. Как видим, современных аллюзий сегодня хватает и в таком отвлеченном жанре, как 'фэнтэзи-триллер'. Но не ими интересен так широко разрекламированный 'Ночной дозор'. А чем? Во-первых, спецэффектами.

Кажется, они впервые в отечественном кино в таком количестве - а ведь еще так недавно мы об этом если что и слышали, то только из-за океана. Рука об руку со спецэффектами - все, что обязано им сопутствовать в уважающем себя коммерческом фильме: умелый, быстрый, рубленый монтаж, не позволяющий оторваться от экрана, моделирующий эффект непрерывного напряжения; саундтрек, полный тревожных звуков, создающих образ жуткого ночного мира: то рычание, то вздохи, то глубокие ритмичные аккорды.

Во-вторых, актерами. Постановщик Тимур Бекмамбетов, видимо, ставил задачу примирить участием в 'национальной страшилке' все актерские поколения: и если уж главного молодца сыграл интеллигент Хабенский, то его начальника Гесера, мага высшей категории, изображает мужественный оскароносец Владимир Меньшов. Их заклятый враг, черный маг и отпетый циник Завулон - умный и тонкий Виктор Вержбицкий, а у Инквизитора лицо и фактура давно не появлявшегося на экране Николая Олялина - куда уж страннее. И все-таки выбор, оказывается, органичен.

Как и выбор актрис на центральные роли: броскую сексуальную красоту солистки 'Блестящих' Жанны Фриске выгодно оттеняет привычный нервный психологизм Галины Тюниной. Обозначая, наконец, вопиющие границы возрастного разрыва, назовем еще двоих: Илья Лагутенко - 'Мумий Тролль' с кровавыми губами играет юное поколение вампиров, циничное и противное, а вот заслуженный обитатель Таганки Валерий Золотухин очень достоверен и трогателен в роли старого кровососа-мясника. И ведь упырь упырем, а характер стараниями артиста получился вполне человеческий - и жалеешь его, и сочувствуешь:

Так что все это действительно впечатляет. И все-таки, памятуя о словах Никиты Михалкова, не могу под конец удержаться от критического занудства. Дело в том, что родоначальником и распространителем в кино 'вампирской темы' является американский кинематограф. Так уж вышло. Когда искусство кино в Европе окончательно коммерциализировалось, 'наши ответы Чемберлену' не снимали тогда только в ленивой стране. Каковой советская Россия и оказалась. Но вот, например, итальянский режиссер Дарио Ардженто, прославившийся своими 'фильмами ужасов по-итальянски', так никогда и не собрал кассы, сопоставимой с американскими образцами жанра. Французский фильм 'Братство волка', в свое время разрекламированный во Франции так же, как у нас 'Ночной дозор', увы, получился лишь умелым подражанием Голливуду. Да ведь стране, в которой любимый праздник детей называется Хэллоуин, сам Бог (именно он - ведь в вампирской теме нет ничего атеистического!) велел быть впереди планеты всей в умелом изображении страшного племени кровососов, которые, как и любые другие персонажи, требуют и чувства меры, и приличного вживания в образ, и недюжинной художественной фантазии. И хотя 'Ночной дозор' снят вполне мастеровито и достигает всего, чего хочет (в конце концов, 'и у нас в Москве водятся вампиры!' - это тоже позиция, не чуждая патриотизма), он по большому счету не более чем первая удачная попытка отечественного кино решить модную тему ультрасовременными средствами. Не более. Но и не менее.

Из первых рук

Сергей Лукьяненко о выходе на экраны фильма, снятого по мотивам его книги:

- Уже видели фильм? Понравился?

- Если честно, да. Хотя фильм сильно отходит от книги. Но, в сущности, так и планировалось, что будет 'по мотивам'. Теперь с нетерпением жду реакции зрителей:

- А можете ее предсказать - эту реакцию? Как воспримут фильм фанаты, поклонники вашего творчества?

- Фанатам, наверное, будет трудновато.

Как вообще тем, кто читал книгу, - у них ведь есть уже своя 'картинка' в голове, свои представления. Так что могу порекомендовать тем, кто прочитал и 'Ночной дозор', и вообще всю трилогию: забыть книгу и смотреть фильм 'с чистого листа'. Ну а тем, кто 'Дозора' не читал, посоветую фильм посмотреть. А потом все-таки прочитать:

"Вечерняя Москва"