Posted 4 октября 2004,, 08:40

Published 4 октября 2004,, 08:40

Modified 2 апреля, 07:14

Updated 2 апреля, 07:14

Александр Сокуров: "Россия предрасположена к кино так же, как к науке, бандитизму и пьянству"

4 октября 2004, 08:40
Режиссер рассказывает о своем новом фильме "Солнце", посвященном судьбе императора Хирохито, и размышляет о состоянии российского кинематографа.

Завершился съёмочный период новой картины Александра Сокурова 'Солнце'. Главный нового фильма - японский император Хирохито. "Солнце" станет третьей частью задуманной режиссером тетралогии, после картин 'Молох' и 'Телец', главными героями которых стали Гитлер и Ленин. Александр Сокуров рассказал о том, как проходили съёмки, и высказал своё мнение о нынешнем состоянии национального кинематографа России.


- Александр Николаевич, можно ли трагедию главного героя вашего фильма - императора Японии - облечь в какую-то словесную форму? Или здесь речь идет не только о трагедии одного человека?

- Поскольку мы создаем не документальный, не публицистический фильм, а художественное произведение, то мотивов, тем очень много. Конечно, мотив трагедии существует, и он заключается в том, что какие бы ни были способности у человека, он всегда будет неадекватно реагировать на масштабные исторические процессы. Он всегда будет не готов к поворотам исторических событий. И ему всегда будет нужно искать очень непростой выход из ситуации. Историческая коллизия всегда сложнее способностей и возможностей одного человека.
Фильм 'Солнце' - это фильм, в котором представляется очень интересный человеческий характер. Это главное.

- То, что нас разъединяет с Японией, понятно: менталитет, традиции, культура. А есть ли нечто, что объединяет нас с этой страной?

- Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку мои отношения с Японией и с ее гражданами очень давние, я там помногу бывал, там есть очень дорогие для меня люди. Я бы не смог ответить даже на вопрос, чем мы отличаемся. Это часть меня самого, и я не чувствую, не вижу ничего экзотического в японском характере, в укладе их жизни. Дистанции никогда никакой не возникало. У нас единая трагичная первопричина существования. Мы внутренне предрасположены к странным сложным тоталитарным рефлексиям.

Когда я много лет назад в японских архивах смотрел документальные материалы о 1930-40-х годах, то если бы не определенное своеобразие изображений - надписи на японском языке, крупные планы людей с национальными признаками на лицах и в одежде, - я бы не заметил никакого отличия между Советским Союзом и Японией. Однотипное поведение людей, предрасположенность к коллективным формам жизни, одинаковые общественные процессы.
Может быть, главное отличие между нами и японцами - это отношение к труду. У них - честное, чистое, жертвенное, что совершенно не характерно для русских людей в массе. К сожалению! Японцы дают нам тяжелый урок труда, но мы, правда, плохие ученики.

- У вашего главного героя понятие долга перед родиной вступает в конфликт с внутренним понятием чести. Что он выбирает?

- Император Хирохито представление о национальной и государственной чести поставил ниже, чем интересы народа и спасение жизни людей. В этом великая заслуга этого человека - и американских политиков, которые в тот исторический момент смогли это понять и оценить. Но император дал миру урок, на котором не оказалось учеников. Масштаба этого примера не заметили ни в Европе, ни в Советском Союзе. Наша творческая группа обращает внимание на то, что добро может быть сильным и умным.

- Как вы подбирали исполнителей главных ролей для 'Солнца'?

- Актеров подбираю всегда интуитивно. В этой картине снимались только профессиональные японские актеры, у которых есть большой театральный опыт. Мы нашли этих актеров в Токио и других городах Японии. Работой этих людей я чрезвычайно доволен. Я считаю, что в нашей картине снимались люди выдающихся талантов. Они все разных возрастов, театральных школ, но всё что они делали - очень высокий уровень художественного воплощения поставленной задачи. Плюс строгая дисциплина на площадке и серьезная подготовительная работа.

- Где проходили съёмки?

- Они проходили в павильонах Ленфильма, где наши удивительные мастера создали декорации, поразившие японских актеров, и в окрестностях Санкт-Петербурга. Великолепный художник Елена Жукова до мельчайших деталей воспроизвела необходимый для картины антураж. Я лет 8 готовился к этой работе. Для японской жизни история императора Хирохито до сих пор закрыта, поэтому добывать информацию иногда приходилось очень сложными путями.

- Почему такие сложности?

- Мы показываем жизнь императорской семьи в драматических условиях и представляем императора не как должностное лицо, стоящее на верху власти, а как человека, со своими страхами и слабостями. Поставленная задача требует большого знания деталей жизни, атмосферы, подробностей. Мы перенесли кусочек мира из одного места Земли в другой - в Петербурге создавали атмосферу, детали, элементы Японии. Уровень мастерства кинематографистов нашей группы просто уникален, и мы позволили себе такую роскошь. Значительная часть группы работала со мной и на фильме 'Русский ковчег'. Я утверждаю, что это профессионалы мирового уровня.

- Воссоздавать Японию в Петербурге было выгоднее, чем проводить съемки в самой Японии?

- С финансированием это связано лишь частично. Мне показалось, что японских актеров необходимо вывести из их страны, изолировать от возможного влияния, чтобы они чувствовали себя свободнее, чтобы были сильнее сконцентрированы на задаче. Они чувствовали большую ответственность, сознавая, что картину о тайне и боли японского народа создают не они, а русские. Но я повторял актерам, что мы их очень любим, они наши соседи, хотя мы неоднократно воевали, их пример нам дорог и важен. Поэтому всё, что связано с жизнью японского народа, имеет огромное значение для русских людей, нам есть чему поучиться. Очень многое из японской истории уже произошло или может случиться в России.

- Год назад в интервью вы сказали, что только в Москве и Петербурге могут посмотреть ваши фильмы, до глубинки они не доходят. Изменилось ли это положение?

- Нет. Если не проводятся специальные акции, то показать фильмы стране невозможно. За последний год за пределы Москвы и Петербурга нам удалось вывезти несколько моих фильмов только в Иркутск, и то лишь благодаря лично Пиотровскому и Эрмитажу, который проводил там выставки. Все остальные варианты полностью блокируются. В моем представлении, для национального кино Россия уже закрыта и потеряна.

- На ваш взгляд, в последнее время что-то поменялось в российском кино? Изменились ли темы, которые интересуют кинематографистов?

- Мне трудно судить, потому что я со своей группой нахожусь за пределами кинематографического процесса. Но я считаю необходимым для России возникновение компаний, продюсирующих кино. Появление новых режиссеров - процесс совершенно естественный, а появление новых продюсерских компаний - честных, хорошо организованных, чистых - гораздо более сложная проблема для страны. Тем более, что если такие компании и создаются, то только в Москве и Петербурге. Очень плохо, что возможности для работы у режиссеров есть только в двух городах России. Это очень большая проблема для индустриальной части культуры.

- Судя по последнему кинофестивалю в Выборге, российские фильмы стали более психологичными, глубокими, они затрагивают национальные интересы. С чем вы это связываете? То, что происходит сейчас в политической сфере, влияет на кинематограф, или это происходит спонтанно?

- Мне кажется, что Россия предрасположена к кинематографу так же, как к науке, бандитизму и пьянству. Поэтому в России неизбежно будут создаваться серьезные произведения. Даже не зависимо от того, смотрит их национальная аудитория или нет, будут они показаны в нашей стране или нет. Сегодня для серьезной работы есть экономические возможности, поддержка государства. Настоящие художественные произведения необходимо поощрять для того, чтобы сохранилась сама художественная среда и, конечно, для будущего. Когда-нибудь они всё равно будут востребованы обществом и выполнят свою задачу. Сейчас люди, снимающие такие фильмы, не очень нужны России и своей аудитории. Но придет время, когда Россия перестанет воевать, и всё встанет на свои места.

- Как вы полагаете, чувство причастности человека к нации, национальности должно воспитываться - или оно возникает само?

- Конечно, должно воспитываться. Я очень ценю людей, которые любят свой язык, кровь. А если они еще и мастера своего дела, если образованны - цены им нет. Любить свой уклад жизни, родной язык - великое счастье. Это нужно воспитывать и поощрять. Ведь только через глубокую любовь к своему языку и к своей культуре можно принять приверженность другого человека к иному укладу жизни, иной культуре! Но одновременно с тем - и это уже задача государства - необходимо влиять на условия жизни таким образом, чтобы не сталкивать национальные интересы, не поощрять конфликты.

Задача кинематографа - мирить людей. В той ситуации, какая сложилась сейчас на Кавказе, в Чечне, политикам мирить людей уже не под силу - им не верят. А культура - в состоянии это сделать. Потому что в любой дом с экрана сначала приходит кинорежиссер и актер, а потом президент и все остальные. Речь президента длится 20 минут, а моя картина 'Русский ковчег' идет полтора часа. Задача, которая стоит перед культурой, должна быть государственно осмыслена и организована.

- А понятие родины входит в понятие национальности? Или родина сама по себе, а национальное сознание - отдельно?

- Мне кажется, это разные вещи. Родина - это место, к которому ты привязан моментом рождения. А национальность - это пространственное понятие.

- Что сейчас может всех нас в России объединить?

- Только честность, справедливость и открытость! Говорить с экрана телевизора должны люди, обладающие моральным авторитетом, а любое дело, от уборки улицы до управления страной, должны выполнять профессионалы.

- Вы сказали, что после "Солнца" сделаете перерыв в работе. Он касается только кино?

- Я счастлив, что смогу заняться театральной работой. Мне предстоят две постановки Мусоргского в Большом театре и в театре Ла-Скала. В кино тоже планов много. Если обстоятельства будут складываться благоприятно, хочу завершить тетралогию, которую начал фильмом 'Молох' и 'Телец' и продолжаю фильмом 'Солнце'. Надо доснять четвертую картину - тогда будет полностью завершен художественный монолог. И, конечно, нужна третья картина из трилогии, начатой фильмом 'Мать и сын', она будет называться 'Два брата и сестра'. Загадывать не буду, но если получится, эти две картины нужно снять обязательно.
Недавно мы закончили музыкальный фильм 'Реквием Моцарта'. На мой взгляд, получилась интересная картина. Скоро начнутся показы в европейских странах. Я многого жду от этого, потому что для меня и нашей группы это очень важный опыт работы с музыкальной формой.

Беседовала Елена Серова. Санкт-Петербург