Posted 11 августа 2005,, 07:01

Published 11 августа 2005,, 07:01

Modified 2 апреля, 05:28

Updated 2 апреля, 05:28

Алексей Кравченко: универсальный солдат боится гусей

11 августа 2005, 07:01

Мы договариваемся о встрече во МХАТе имени Чехова. Признаюсь, я как несознательная женщина потеряла счет времени в милом магазинчике неподалеку от театра, поэтому первым проявленным качеством актера Кравченко оказалась редкая пунктуальность. Минута в минуту в 16.00 мобильный взорвался звонком, и Алексей очень сдержанно поинтересовался, как далеко меня носит от МХАТа. Мой марш-бросок до служебного входа с «компроматом» в одной руке и симпатичным пакетиком с покупкой в другой актер воспринял с самурайским спокойствием и пониманием: «Отдышитесь и поговорим».

Настоящий мужчина – нет слов! Обычно они бесятся. На заявление о том, что сейчас будет зачитан список нелицеприятных фактов, Алексей заулыбался:

– Попробуйте!

И мы попробовали.

ФАКТ 1. Мужчина, играющий отечественных Рембо, пуглив и трусоват

АК: «Никогда не прыгну с парашютом. У меня фантазия очень сильно развита. Слишком ярко представляю, как на меня накручивают всякие ремни, как я иду к трапу, как маленький самолетик подбрасывает в воздушных ямах и он трещит по швам… Потом все прыгают».

– И на этом этапе вы обычно умираете?

АК: «Нет, я умираю еще на земле».

– Хорошо, страх высоты еще можно понять, но неужели вы серьезно боитесь гусей?

АК: «Да. Причем с детства. Когда мне было года два, меня внезапно атаковали наглые деревенские гуси и гнали довольно долго. Ощущение оказалось стойким… Честно говоря, я животных вообще недолюбливаю, потому что никогда не знаешь, чего от них можно ожидать».

– А вас не смущает, что животные тонко чувствуют человека и соответственно на него реагируют?

АК: «Тогда мне можно утешиться мыслью, что собаки, кошки, львы и волки ко мне относятся хорошо. По крайней мере агрессии никогда не проявляли».

– Вы часто сталкиваетесь со львами?..

АК: «Приходилось. Я дружу с Запашными, известными дрессировщиками. Особых иллюзий по поводу львов я не питаю. Понятно, что они – звери опасные и при случае, конечно, меня сожрут. Но в клетку вместе с Запашным заходил и агрессии не ощущал».

АК: «Портил. Я работал после школы, чтобы скоротать время до армии. Зарабатывал карманные деньги, которые никогда и никому не мешали. Причем то, что фрезеровщика из меня не выйдет, стало ясно довольно быстро. Руки растут не оттуда, откуда надо. Я и занялся-то этим только потому, что учиться надо было недолго и завод находился рядом с домом. Словом, сработала матушка-лень».

Тайна бордовых ушей

Поклонницы актера Кравченко – существа крайне изобретательные. Часто дурят театральную охрану: проникают в гримерку, утверждая, что к Алексею идет сестра, одноклассница или жена лучшего друга. А уж за порогом – начинаются слезы, восторги и просьбы расписаться, поцеловать и подержаться за рукав. Зря, впрочем, стараются. Кравченко – счастливый муж красивой женщины Алисы, в прошлом спортивной гимнастки, и отец двоих сыновей – Алеши и Матвея. Старший, полный тезка папы, уже ходит в школу. Младший – тоже мужчина солидный – разменял пятый месяц! Заботливый отец планировал, что второй наследник появится на свет в добротном заграничном роддоме (почти все девять месяцев рассказывал про высокий уровень заморской медицины!), но Матвей родился в России. Говорят, сама Алиса настояла на том, чтобы роды у нее принимал тот же акушер, что и двенадцать лет назад.

Словом, Кравченко – глава очень патриархального семейства и в этом своем статусе непоколебим. Хотя…

ФАКТ 3. Летает в Прагу пить пиво

– Это новый вид барства?

АК: «Не барства. Просто так получалось. Мне вообще сорваться в один миг – элементарно. И полететь, например, отдохнуть с друзьями. В Москве есть все, но иногда не хватает теплой морской воды и французских женщин».

ФАКТ 4. Имеет дочь, которую скрывает от общественности

– Это очевидное или невероятное?

АК: «Это из Интернета! И этим все сказано… Была бы дочь, я бы о ней знал. Забавно, но, по версии Всемирной паутины, мою «законспирированную доченьку» зовут Алисой – точно так же, как и мою жену. Следуя их логике, я тогда, наверное, Дункан МакЛауд. Интернет вообще штука странная. Однажды я влез на сайт, где обсуждались Сергей Безруков и я. Через пару минут я сидел с абсолютно бордовыми-пребордовыми ушами… Там состязались в изобретательности две группы людей, которые, скрывая свои имена, писали все, что на языке повисло. Гадости, короче. Когда я зашел в чат, никто не поверил, что я – это я. Я написал им, что мне было очень приятно узнать мнения обеих сторон, но такого бреда я никогда о себе еще не слышал. Чат быстро опустел».

ФАКТ 5. Жена Алиса видит мужа только на фотографиях

АК: «Видимся редко, и это правда. Работа превыше всего. Съемки, съемки, съемки… Но на наши семейные отношения это никак не влияет».

– А не страшно, что пройдет время и дети спросят: «Дядь, а ты вообще кто?»

АК: «Все не так запущено. Конечно, семья меня видит. У вас почему-то либо черное, либо белое! Можно, конечно, сидеть дома и ничего не делать. Но при этом надо умудряться на что-то жить, содержать себя, детей, жену, маму».

ФАКТ 6. После спектакля наливает себе шесть стопок, выстраивает их в ряд и выпивает в одиночестве

– Вы знаете, что случается с теми, кто пьет в одиночку?

АК: «Такое было-то всего пару-тройку, ну пятерку раз! Так что ко мне это не относится. Потому что я пью не для того, чтобы напиться, а здоровья для… Текила лечит от усталости, в ней же есть фермент, повышающий настроение».

ФАКТ 7. На людях тихоня, дома – диктатор

АК: «Да».

– «Приятно познакомиться – царь», – скромно сказал он.

АК: «Не царь, но пока меня не накормят, донести до меня какую-то новость невозможно. Сначала – ужин, потом – удивляйте сколько хотите. Такой вот у меня характер».

– А как же постоянное поддержание физической формы?

АК: «Вообще-то я – всеядный, и с поддержанием формы проблем никаких. Однажды для кино меня попросили поправиться, причем хорошо поправиться. Я, кстати, люблю, когда режиссер говорит, что надо потолстеть: это редкость – обычно приходится худеть. И вот я радостно начал набирать вес. Набрал килограммов пятнадцать, уже – знаете, как бывает, – ходить стал тяжело, основательно. Но с фильмом этим что-то не срослось, а буквально через три дня я получил новое предложение. Для этих съемок требовалось, чтобы я похудел на пятнадцать килограммов от своего исходного веса! То есть общая разница – тридцать кило. Конечно, первое время, когда сидишь на диете, настроение не из лучших. Но такие «резиновые дела» – для меня дело привычное».

Считается, что актерские дети – вечные заложники родительской славы и их будущее во многом предопределено. На первый взгляд Алексей Кравченко-младший – не исключение. Он уже успел сняться в рекламном ролике у Юрия Грымова. И, несмотря на нежный возраст (актеру тогда было всего три года), продемонстрировал редкую органичность. Говорят, больше боялся сам Грымов, которому сложно было работать с ребенком. Однако в дальнейшем актерская карьера юного дарования застопорилась. И, как выяснилось, неспроста!

ФАКТ 8. Отец не разрешает старшему сыну сниматься в кино

АК: «Ничего подобного. Просто у Лешки был период, когда все прекрасно получалось. Сейчас он повзрослел, меняется, и начинаются какие-то стеснительные зажимы. Я не вижу необходимости ломать пацана. Говорит «не хочу», значит – не хочет. Я не понимаю родителей, которые приводят своих детей на площадку и вместе с режиссером орут: «Старайся, делай! Это же просто!» Когда я такое вижу, убить охота».

Сам Алексей Кравченко особенно не комплексовал, когда впервые попал в кино, – наверное, потому, что его туда никто насильно не тащил. Мама будущего героя и не подозревала, что любимое чадо отправилось на пробы к культовому советскому режиссеру Элему Климову. Да и Леша этому событию тоже поначалу особого значения не придал. Его школьный приятель очень хотел попасть в телевизор и, как водится, уговорил друга сходить на киностудию за компанию. Леше ничего не говорила ни фамилия режиссера Климова, ни название картины «Иди и смотри» – именно туда требовался подросток на роль Флера, мальчика, которому пришлось пройти через все ужасы войны и внутренне состариться, еще будучи ребенком. Элем Германович уже почти отчаялся найти подходящего мальчишку – пока не увидел Кравченко.

Дебют Алексея удался, несмотря на то что актеру только-только исполнилось шестнадцать лет, да и картина досталась очень непростая.

АК: «Работа в таком замечательном составе у прекрасного режиссера принесла только положительные эмоции и дала возможность реализовать себя впоследствии. Элем Германович в меня верил, и мое уважение к нему было настолько велико, что я не мог не выложиться по полной».

Успех был невероятным. Все настолько поверили во Флера, что долгое время ходили слухи о том, что у мальчика по фамилии Кравченко после съемок действительно были сложности с психикой. Писали, что три года он провел в специализированной клинике. Дошло до того, что какие-то иностранцы, радеющие за права человека, приехав в Советский Союз, потребовали показать им подростка, сыгравшего в картине «Иди и смотри».

АК: «До сих пор почти каждый журналист меня спрашивает – а правда ли, что после съемок у Климова я лечился в психушке. Я к таким вопросам отношусь с юмором. Говорю: «Правда. Теперь кусаюсь меньше».

Иностранцам тогда Лешу не показали. Потому что не смогли. Он был страшно занят – служил в морском флоте. Служил и мечтал о том, как станет вовсе не актером и не фрезеровщиком. Кравченко спал и видел себя музыкантом, эдаким мачо с гитарой. То, что роль Флера стала настоящим подарком судьбы, он осознал немного позже.

– «Иди и смотри» – фильм тяжелый, но невероятно честный. Картины последних лет, тот же «Спецназ», – очень приглаженные. На ваш взгляд, кино должно быть реалистичным?

АК: «Кино должно быть разным. Конечно, есть грани, которые даже в погоне за реалистичностью переходить не надо. Последние фильмы – это вообще тема отдельная. Если я вижу, что сценарий слабый или роль не выписана, отказываюсь. Уже говорят, что я нос задрал, зазнался. Однажды меня спросили, перепрыгнул ли я ту планку, которую поставил себе в фильме «Иди и смотри». Сейчас, не желая обидеть режиссеров, у которых работал в последнее время, я все равно скажу, что нет. Наверное, таких предложений просто не было. А хотелось бы».

Кравченко – универсальный солдат. Когда надо – боец без страха и упрека в фильмах «Звезда», «Спецназ», «Бригада». Нужен просто продвинутый горожанин крепкого вида, как в «Джекпоте для Золушки»? И тут Леша кстати. То, что когда-то началось с минутного социального ролика «Дима! Помаши маме!» (помните, Кравченко у Мавзолея стоял в карауле и маме махать не хотел?), разрослось в геометрической прогрессии. И зритель уже автоматически воспринимает любимого актера как белокурого былинного богатыря с огнеметом в руках.

АК: «Желание есть, предложений нет. У нас никто не стремится уходить от стереотипов, прочно сложившихся в головах. В клипе «Скажи, зачем?» группы «Любовные истории» я играл любовь. Недавно снимался в фильмах «Убей меня, пожалуйста» и «Летучая мышь» – это современная комедия, опять же о любви. И люди, которые эти фильмы посмотрели, говорили: «Ну зачем же понадобилось Кравченко так кости ломать? Он же должен драться!» Меня такое мнение задевает».

ФАКТ 9. Танцевал с гаишниками прямо на обочине шоссе

АК: «Протестую, это они со мной танцевали! Точнее, они танцевали, а я смотрел, стоя возле собственной машины. И думал, что ребята замерзли, наверное. Им понравился танец из «Спецназа» (под известную песенку «Бебибоба». – Авт.), и они меня специально тормознули, чтобы его исполнить. Представьте, человек пять гаишников выстроились рядком и танцуют на глазах у изумленных водил. Я, конечно, тоже ошарашен был».

– Представители силовых структур принимают вас за своего?

АК: «Сейчас да. И мне это льстит. Раньше было хуже. Останавливали и максимум, что могли сказать: «Где-то я тебя видел». Зато теперь часто просят расписаться».

– Что обычно пишете?

АК: «Слова теплые. Поначалу придумываешь разные варианты, потом надоедает и пишешь уже всем одно и то же. Хотя нет. Есть одно не очень для меня понятное явление, когда останавливают и говорят: «У меня жена такая хорошая, умница, красавица… Вас очень любит. Напишите для нее что-нибудь». Пишу что-то приятное, но ничего личного».

Было время, когда актер Кравченко портил нервы сотрудникам ГИБДД, заделавшись байкером. Носился по Москве на спортивном «Кавасаки». Увлечение обеспечивало Алексея удовольствием от скоростной езды, а его семью – адреналином, который Алиса посчитала лишним. После семейного разбора «автополетов» байк был продан, а чтобы мужчина не сильно расстроился, ему дали добро на приобретение классической «Хонды».

– Сейчас ваши автомобильные пристрастия не изменились?

АК: «Езжу на «Ниссане-Армада». Еще очень нравится «Хаммер».

– «Хаммер» – это танк-недоросток, из окошка которого должен выглядывать Шварценеггер с базукой!

АК: «Нет, это классная машина, имиджевая такая. Но большая. Как я сегодня мучился, подъезжая к театру! У нас ведь все бросают машины там, где им удобно. На «Хаммере», думаю, не прошел бы».

– Вас, наверное, часто со Шварценеггером сравнивают.

АК: «Вот с кем никогда не сравнивали! Наоборот, сейчас, когда подходят, говорят: «У-у, а чой-то ты такой маленький?..» Все почему-то уверены, что я – это гора мышц. На самом деле гора мышц – это мой друг Володя Турчинский».

ФАКТ 10. Кравченко постоянно путают с другими актерами

– Вы производите впечатление человека невозмутимого.

АК: «Я действительно спокойный. Но взорваться могу и знаю много матерных слов. Когда я ездил на общественном транспорте, часто выходил из себя. Точнее, меня выводили. Допустим, заходит в набитый вагон такая габаритная тетенька и почти ложится на моего сына. Ей так удобно. Сначала вежливо делаешь замечание – не понимает. Потом – тихо, но твердо и с пафосом. Она оборачивается: «Ах, вот вы у нас, оказывается, какой. А мы-то вас знали как хорошего актера…» В таких случаях я говорю: «И еще я вою по ночам».

– Я заметила, вы легко краснеете, а ведь это очень неудобно – сразу видно, когда человек сильно волнуется.

АК: «Действительно, есть у меня такое свойство. Врать не умею, сразу себя выдаю».

ФАКТ ПОСЛЕДНИЙ и самый показательный

Актеры Кравченко и Петрухин написали письмо президенту Путину. В первых строках, надрываясь в «спасибах», они отметили, какой у нас благодаря новой политике классный стал кинематограф. Потом пригласили Владимира Владимировича на премьеру нового блокбастера, намеченную продюсерами на июль.

– Зачем вы это сделали?

АК: «Мы решили написать письмо, когда закончились съемки фильма «Мужской сезон. Бархатная революция», мы находились и находимся под сильным впечатлением, это большое и очень хорошее кино».

– Надеетесь получить медаль?

АК: «Мы ни на что не рассчитываем, просто с самого начала съемок нам оказывалась огромная помощь со стороны правительства. Мы снимали в таких местах, где еще никто не снимал. И это просто проявление обычной благодарности».

(Очевидно, имеются в виду съемки в «Шереметьево», «Внуково-2», на Лубянке, в бункере Сталина, в самом сердце Госнаркоконтроля и «небольшой взрывчик» на территории АЗЛК. – Авт.)

– Какая-то реакция на ваше послание уже последовала?

АК: «Реакция будет после показа. Мы надеемся, что Владимир Владимирович посмотрит фильм, даже если не приедет на премьеру. Это фильм о борьбе с наркомафией. Я считаю, что проблема наркотиков сейчас очень актуальна и для России, и для мира».

– А вы сами пробовали когда-нибудь наркотики?

АК: «Нет, и никогда не возникало такого желания».

– Считается, что актер хорошо играет то, что знает.

АК: «Однажды режиссер, у которого я должен был сниматься, предложил мне попробовать кокаин. В познавательных целях. Естественно, я сразу отказался от участия в фильме. Не понимаю такого подхода. Давайте тогда в познавательных целях людей убивать начнем!»

Он играет на гитаре, водит мотоцикл и не болеет звездной болезнью. Кажется, к нам его заслали нарочно для воспитания патриотического духа у несознательных слоев населения и формирования верных идеалов у населения женского. Но, как известно, если у положительного героя действительно нет ни одного изъяна, их срочно необходимо выдумать.