Posted 24 августа 2005,, 12:49

Published 24 августа 2005,, 12:49

Modified 2 апреля, 05:24

Updated 2 апреля, 05:24

Ложка дегтя в российской нефти

24 августа 2005, 12:49
Россия ежегодно на перемешивании различных сортов экспортируемой нефти теряет около 3.5% выручки. В 2005 году эта сумма составит около 3.3 млрд долл. Незначительное количество низкокачественной нефти играет роль 'ложки дегтя в бочке меда'.

Россия ежегодно на перемешивании различных сортов экспортируемой нефти теряет около 3.5% выручки. В 2005 году, при среднегодовой цене на Urals, оцениваемой в 48 долл. за баррель эта сумма составит около 3.3 млрд. долларов. Получается, что незначительное количество низкокачественной нефти играет роль 'ложки дегтя в бочке меда'.

На прошлой неделе в ходе встречи президента с членами кабинета министров Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность повышения цен на нефть марки Urals, назвав разрыв в цене между Urals и Brent несправедливым, чем привел в некоторое замешательство членов правительства. Министр экономики Герман Греф ответил, что: "действительно разрыв, особенно в последнее время, конечно, становится очень чувствительным для экономики России. Разница в $5-6 очень чувствительна".

Пока не совсем понятно, что именно имел в виду президент, и многие аналитики в своих комментариях с сомнением отнеслись к возможности 'уравнять' в цене отечественную марку Urals и 'эталонную' марку Brent. Во-первых, нельзя уверенно говорить о большом разрыве между этими двумя сортами или, по крайней мере, о катастрофичном увеличении разрыва. На графике 1, где представлен с 1999 года разрыв (спрэд) между двумя сортами в номинальном выражении (долларах), спрэд в процентном отношении, а также усредненный спрэд за периоды, заметно, что разрывы в цене Brent и Urals не носят систематический характер, и увеличение разрыва в последнее время не первое за представленный период. Таким образом, можно говорить о некотором 'сезонном' характере.

График 1.

Ценообразование на нефтяном рынке, естественно непосредственно зависят от качества конкретного сорта, а также от условного баланса спроса и предложения на рынке.Почти сто процентов российской нефти экспортируется через трубопроводную систему 'Транснефти'. Учитывая, что разделения между нефтью, закаченной в трубу разными компаниями с разных месторождений нет, разные сорта нефти смешиваются - таким образом получается российский сорт нефти Urals, который можно считать 'средним' сортом.

По экспертным оценкам, в среднем около 80% нефти, добываемой компаниями, в среднем, практически не уступает, качеству Brent, и только 20% нефти содержит большое количество примесей, в первую очередь серы. Из них - половина незначительно хуже Brent, а половина серьезно отстают в своих характеристиках от 'эталонного' сорта. Для наглядности, в Таблице 1 представлена градация нефти, добываемой на основных российских месторождениях по содержанию серы - наиболее существенной примеси, влияющей на качество нефти. Из таблицы видно, что только около половины списочных месторождений добывают нефть, которая по качеству соответствует и несколько лучше Brent.

Таблица 1.

Содержание серы в сырой нефти

URALS

1.20%

BRENT

0.80%

SIBERIAN LIGHT

0.50%

Башнефть

2.60%

Удмуртнефть (ТНК)

2.55%

Татнефть

2.10%

Лукойл-Пермнефть

1.90%

Оренбургнефть (ТНК)

1.75%

Юганскнефтегаз (Роснефть)

1.40%

Сургутнефтегаз

1.10%

Самаранефтегаз (ЮКОС)

1.00%

"Коминефть" ("ЛУКойл")

0.90%

Лукойл-Когалымнефтегаз

0.85%

ТНК-Нижневартовск

0.75%

Мегионнефтегаз (ТНК)

0.70%

Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз

0.60%

Лукойл-Урайнефтегаз

0.35%

Роснефть-Пурнефтегаз

0.35%

Саратовнефтегаз (ТНК)

0.30%

ТНК-Нягань

0.20%

Напомним, что российские нефтяные компании в данный момент практически не получают сверхдоходов от рекордных мировых цен на нефть, так как установлена цена отсечения, выше которой средства используются для формирования Стабилизационного фонда. В данный момент цена отсечения - 20 долларов, а с 1 января 2006 года она должна составить 27 долларов. Таким образом, для нефтяных компаний в целом нет большой разницы, сколько составляет мировая цена нефти.

Естественно мы несколько упрощаем данный механизм продажи нефти на внутреннем и внешнем рынках, а также механизм изъятия нефтяных сверхдоходов. Но и при подобном упрощении очевидно, что в сложившейся ситуации в основном государство заинтересовано в снижении разницы в цене российского Urals и 'эталонного' Brent.

Как мы уже видели на графике - в среднем скидка за качество составляет 8-10%, и при сегодняшних ценах это как раз те 5-6 долларов, о которых говорил Президент. Естественно есть периоды, когда спрос несколько превышает предложение - в такие моменты цена на российскую нефть идет вверх (собственно как и вниз), но подобные скачки не становятся тенденциями. Так как влиять на качество нефти, входящей в трубу, нельзя, то остается только не перемешивать нефть разных сортов в трубе. Российские компании экспортируют около 60% добываемой нефти. Таким образом, учитывая пропорции, в которых продается на внешних рынках нефть различного качества, а также разницу в цене между сортами, Россия ежегодно на перемешивании экспортируемой нефти теряет около 3.5% выручки. В 2005 году, при среднегодовой цене на Urals, оцениваемой в 48 долл. за баррель эта сумма составит около 3.3 млрд. долларов. Получается, что незначительное количество низкокачественной нефти играет роль 'ложки дегтя в бочке меда'.

Основные способы предотвращения смешивания различных сортов нефти - банальное закачивание в нефтепровод одного сорта нефти, технология разделения в одной трубе различных сортов нефти путем закачивания между ними гелиевой прослойки (batching), или разделение путем создания на трассе трубопроводов дополнительных хранилищ - накопителей разного сорта нефти. Все варианты являются достаточно распространенными в нефтедобывающих странах, однако в России широко не используются, на что есть как экономические так и политические причины. В качестве варианта транспортировки одного сорта нефти в одном трубопроводе можно привести проект строительства трубопровода по северному направлению из Западной Сибири в Мурманск. Учитывая более высокое качество нефти, за счет сужения спрэда, проект может окупиться, по расчетам экспертов, за 3 года. Технология batching - разделения уже разработана Транснефтью, однако блокируется компаниями, добывающими высокосернистую нефть - в первую очередь это Башнефть и Татнефть.

Для уменьшения разрыва в цене Герман Греф предложил ввести систему 'Банка качества нефти'. Идея эта не нова. Еще в конце 2002 года Транснефтью была разработана концепция Банка качества, и министр, по-видимому, имел в виду нечто подобное. В соответствие с концепцией Банк качества нефти предусматривает дифференциацию выплат владельцам различных по качеству сортов нефти. В ее основу заложен принцип нулевого баланса, подразумевающий, что суммы внесенные в Банк плательщиками (добывающими нефть низкого качества) равны суммам компенсаций из него компаниям (добывающим нефть более высокого качества).

Приблизительно такой механизм действует сейчас в Каспийской трубопроводной системе. Там ситуация более простая, так как нет такого большого различия в качестве прокачиваемой через трубопроводную систему нефти. Но даже при этом условии не удалось создать систему batching из-за того, что хозяевам хорошей нефти выгодно ее не смешивать и отправлять порциями. У владельцев плохой нефти, в свою очередь, возникнет проблема сбыта, так как в мире не так много заводов, способных "переварить" тяжелые сорта, так что при разделении нефти постоянно возникают разногласия между заинтересованными сторонами.

Если уж в подобных благоприятных условиях невозможно разделять нефть, то говорить о разделении нефти в рамках всей России практически не реально. А это является практически единственным способом повышения качества экспортируемой нефти, так как Банк качества компенсирует исключительно потери компаний, добывающих нефть более высокого качества, при смешивании с низкокачественными сортами. В соответствие с концепцией Банка качества наибольший взнос в него должны платить Башнефть и Татнефть (см. Таблицу 2) притом, что их суммарный экспорт составляет менее 6%.

Таблица 2.

Качество нефти российских компаний и доля взноса в банк нефти*

Доля в российском экспорте в %

Доля экспорта в % от добычи

Качество нефти**

Доля взноса в банк нефти в %

Татнефть

3.36%

30.00%

ниже среднего

46.30%

Башнефть

1.79%

30.00%

Низкое

27.90%

Сургутнефтегаз

11.63%

55.00%

выше среднего

12.10%

Юкос

6.26%

62.00%

Среднее

9.10%

Сибнефть

7.02%

50.00%

Высокое

-11.30%

ТНК-ВР

17.00%

60.00%

Высокое

-24.80%

Роснефть

17.45%

50.00%

выше среднего

-29.50%

Лукойл

16.87%

50.00%

выше среднего

-28.20%

* Расчеты 'БПФ', данные Транснефти

** за среднее принимается Urals

'-' - получатели

'+' - плательщики

Попытки внедрить в российской трубопроводной системе Банк качества нефти, были предприняты еще в 2002 году, когда налогообложение нефтяных компаний было иным, и компании, добывающие нефть более высокого качества были заинтересованы в его внедрении, однако и тогда идея провалилась. Если бы Банк качества существовал сейчас, Лукойл, например, получил бы около 130 млн. долларов за 2005 год, что составляет всего лишь около 1% общей выручки

Наиболее пострадавшими, и даже поставленными на грань банкротства, при любом 'нововведении', окажутся компании Башнефть и Татнефть, которые являются практически единственными добывающими предприятиями в своих регионах, и на 30% формируют местные бюджеты. Именно данные компании блокировали создание Банка нефти. Невозможность решения этого вопроса сейчас и констатировал Герман Греф - сначала заявив в тон Президенту, что механизм Банка качества нефти будет рассмотрен, а затем, на той же неделе заявив, что решение данного вопроса возможно только после решения проблемы высокосернистой нефти.Таким образом, говорить о снижении спрэда стоимости российской Urals в ближайшее время врядли стоит, так как государство при нынешних ценах на нефть готово платить 3.3 млрд долл. ежегодно за решение политических и социальных вопросов, а нефтяные компании в этом просто не заинтересованы.

Александр Островский, Банк Проектного Финансирования