Posted 7 декабря 2005,, 09:38

Published 7 декабря 2005,, 09:38

Modified 2 апреля, 04:47

Updated 2 апреля, 04:47

Астана может стать новым центром силы

7 декабря 2005, 09:38
Крупнейшее государство Центральной Азии - Казахстан - после прошедших президентских выборов получило возможности для ведения собственной геополитической игры.

В орбите влияния Москвы остаются практически все государства Центральной Азии. Влияние это может несколько ослабевать (Киргизия) или, напротив, усиливаться (Узбекистан) - но общий вектор достаточно очевиден. Однако крупнейшее и традиционно дружественное России государство региона - Казахстан - после прошедших президентских выборов получило возможности для ведения собственной геополитической игры.

Между Европой и Азией

Речь идет об огромной (2,7 млн. кв. км) стране, отделяющей Россию от густонаселенных и нестабильных государств Центральной Азии. По своим размерам на постсоветском пространстве Казахстан можно сравнить только с Россией: Украина, к примеру, меньше по площади почти в пять раз. Благодаря выгодам своего евразийского положения, Казахстан обладает уникальным, и при этом заведомо неисчерпаемым, ресурсом - территориальным. Через него идет транзит из России в Центральную Азию и обратно; к примеру, все трубопроводы, по которым поступают в Европу туркменские энергоносители, проходят через казахстанскую территорию. При этом Казахстан имеет не только самую длинную в мире сухопутную границу с Россией, но и протяженную границу с динамично развивающимся Китаем, и это обстоятельство приобретает в последние годы всё большее значение.

Учитывая эти факторы, Казахстан имеет все основания бороться за более серьезную геополитическую роль на постсоветском пространстве, чем другие республики бывшего СССР. Иными словами, может выйти за пределы стандартного выбора: попасть в сферу влияния России (Белоруссия, Армения), жестко переориентироваться на США и Евросоюз (Украина, Грузия), мучительно пытаться соблюсти баланс (Азербайджан) или же уйти в сугубый изоляционизм (Туркмения).

Все перечисленные варианты роднит одно: полностью отсутствует перспектива стать самостоятельным центром силы. Какое-то время на роль подобного центра для постсоветской Центральной Азии претендовал Узбекистан, но потерпел неудачу. Не хватило ни экономических ресурсов, ни политических - и поворот официального Ташкента в сторону Москвы, произошедший после андижанских событий, стал тому окончательным подтверждением.
А вот у Казахстана, похоже, такая возможность есть. Более того, в нынешней ситуации подобный статус Астаны окажется, как ни странно, выгоден всем крупным игрокам, имеющим интересы в этом макрорегионе.

Так, США явно не заинтересованы в росте влияния России на азиатском пространстве, и появление здесь дополнительного источника влияния, подкрепленного собственными ресурсами, будут, скорее всего, только приветствовать.
Такой расклад, казалось бы, не очень устраивает Кремль, однако здесь надо учитывать важный момент, связанный с деятельностью ШОС. Проблема России в том, что в рамках Шанхайской организации сотрудничества она не сможет (по крайней мере, в ближайшее время) составить реальный противовес усиливающемуся Китаю. В российском экспертном сообществе звучат голоса, что 'отходить от Запада с тем, чтобы 'лечь под Китай' - не самый удачный выбор. И в этой ситуации возникновение дополнительного игрока в Центральной Азии Москве будет на руку.

Равно как и Китаю, как бы это ни казалось странным. Дело в том, что китайская политика традиционно предполагает исключительно медленные, постепенные темпы экономической экспансии ('стайерская стратегия'): резкие движения попросту противоречат национальному духу китайского народа. И потому наличие нескольких центров влияния, среди которых Пекин заведомо станет 'первым среди равных', тоже будет восприниматься в КНР как удачный сценарий.

Проверка на прочность

Впрочем, наличие предпосылок - вещь необходимая, но недостаточная. Даже с поправкой на то, что к моментам чисто геополитическим прибавляются и сугубо экономические. Казахстан богат природными ресурсами, динамично развивается промышленность, традиционно сильно сельское хозяйство, а по объемам инвестиций на душу населения страна и вовсе занимает первое место в СНГ.
Однако наиболее существенным фактором становится сумма всего вышеперечисленного, имеющая результатом стабильность режима, связанную как с его популярностью, так и с влиятельностью внутри самой страны и за ее пределами.

В последние два года государства бывшего СССР были подвергнуты массированной 'проверке на прочность'. Инициированная США череда 'бархатных революций' неожиданно показала, что свержение стоящего у власти режима становится, при наличии апробированного алгоритма и сравнительно небольших финансовых вливаний, задачей не столь уж трудновыполнимой.
Но в последние месяцы (после событий в Киргизии) механизм 'бархатных революций' дал два серьезных сбоя. Авторитарные режимы в Азербайджане и Узбекистане попросту применили силу - пусть и в несравнимых количествах - и намеченные сценарии смены власти в Баку и Ташкенте были разрушены.

В минувшие выходные в Казахстане состоялись президентские выборы, принесшие безусловную победу Нурсултану Назарбаеву. По всем признакам, его режим стабилен и популярен: экономические и социальные успехи курса действующего президента страны налицо. Тем не менее и здесь, почти наверняка, будут предприняты некие попытки реализации 'оранжевого сценария'. Попытки, заведомо обреченные на провал: оппозиция слишком слаба, неконсолидирована, непопулярна - да и просто не имеет реальной конструктивной альтернативы нынешнему курсу. Иными словами, провал сценария 'революции' в Казахстане можно гарантировать практически со стопроцентной уверенностью. Однако здесь важно подчеркнуть важный нюанс.

Для удержания власти и поддержания нынешнего status quo Нурсултан Назарбаев вполне может себе позволить, в рамках борьбы с местными 'оранжевыми', дозированное применение силы. Но для того, чтобы всерьез претендовать на роль нового центра влияния в макрорегионе ему очень важно удержаться в рамках максимальной благопристойности. А поскольку амбиции господина Назарбаева явно не ограничиваются сохранением нынешнего положения дел, задача перед ним стоит не самая простая.

Это наверняка понимают и в самой Астане. Политический ресурс нынешнего президента страны столь значителен, что легитимация результатов выборов и сохранение власти в руках правящей группы будут проведены максимально "вегетарианскими" способами - с учетом традиционно присущего казахскому менталитету миролюбия. А самое интересное наступит потом, когда после прохождения 'испытания на прочность' мы будем наблюдать новые шаги Нурсултана Назарбаева на внешнеполитической арене, направленные на усиление влияния Казахстана в Центральноазиатском регионе.