Posted 16 февраля 2006,, 07:59

Published 16 февраля 2006,, 07:59

Modified 2 апреля, 04:31

Updated 2 апреля, 04:31

"Московский Комсомолец": Нет бога, кроме 'Медведя'

16 февраля 2006, 07:59
Политики решили быть круче фанатиков

Одному Богу известно, чего стоило России сохранить нейтралитет в мировой карикатурной войне. Сколько горячих голов остудили главные редакторы, у скольких художников руки чесались нарисовать что-нибудь этакое. Удержали, выстояли, не соблазнились дешевой сенсацией - ни одной карикатуры на пророка за все время боевых действий. И на тебе! Втянулись-таки в опасную свару, прокололись на ерунде. Блюстители политкорректности откопали крамолу в провинциальной газете и вытащили ее на всемирное обозрение.

Начало боевых действий

Таня Каминская, главный редактор ежедневной волгоградской муниципальной газеты 'Городские вести', добровольцем на карикатурную войну не уходила. Таню подвела добросовестность. Мало ей заметку в полосу поставить - надо еще и подать ее, чтоб читателя зацепить. Тем более заметка-то так себе, официоз: 7 февраля в Волгограде руководители восьми политических партий и семи общественных объединений во главе с региональным отделением 'Единой России' подписали Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни. И кто об этом будет читать? Таня придумала броский заголовок: 'Расистам не место у власти'. Дело за иллюстрацией. А у Тани в штате художник Андрей Цветков. Таня дала ему задание: прочитай заметку и нарисуй. Андрей и нарисовал. Сидят на облаках перед телевизором Моисей, Христос, Будда и Мухаммед и недоуменно смотрят на экран, где две враждебные толпы швыряют друг в друга камни. 'Мы вас этому не учили' - гласит подпись под картинкой.

На следующий день вице-мэру Волгограда, курирующему СМИ, Константину Калачеву позвонил из волгоградского политсовета 'Единой России' человек по имени Щербань и предложил уволить редактора и изъять тираж газеты, который, кстати, составляет всего 10 тысяч экземпляров. Калачев отказался. Волгоградские единороссы публично обвинили газету в оскорблении чувств верующих и призвали к ее бойкоту. Прокурор области написал в газету строгое письмо. Скандал выплеснулся на региональные новостные ленты и немедленно был подхвачен центральными российскими и мировыми СМИ.

'Это не карикатура, это иллюстрация:'

- Татьяна, вы вообще слышали о карикатурной войне? - спрашиваю я Каминскую.
- Да, я знала о датском скандале, - отвечает Таня. - Там у каждой стороны своя правда. И никого ни в чем не убедишь. Но у нас ведь вышло совсем другое. Не карикатура, а иллюстрация. Идея которой - мирное сосуществование всех конфессий. Все завертелось теперь. Большой скандал в Дании, наш маленький скандал, но: Хоть бы один верующий нам позвонил с возмущением или с обидой. Но ведь не возмущаются верующие. Только волгоградское отделение 'Единой России' недовольно. Я вообще Каминская по мужу, но кого только среди моих родственников нет. И буддисты, и христиане, один из предков вообще араб. И когда меня обвиняют в разжигании розни, кричат, что провокаторам не место в газете, - мне так оскорбительно: И еще хочу сказать про нашего художника: Он переживает, считает, что всех нас подставил. Я хочу заступиться за Андрея и вообще за художников, которым все кому не лень устанавливают рамки: это рисуй, это не рисуй: Есть такая притча. Шейх дал художнику краски, холсты и сказал: рисуй что хочешь, только не рисуй маленькую серенькую букашку. Через десять лет шейх пришел к художнику и попросил показать картины. А художник сказал шейху: 'Я ничего не смог нарисовать. Я целыми днями сижу и думаю о маленькой серенькой букашке:'
- А если, Татьяна, я вас обвиню в том, что вы решили на волне датского скандала пропиарить свою малоизвестную газету, что вы мне ответите?
- Такой пиар - затея очень рискованная, - ответила Таня. - Я все-таки в первую очередь женщина, а уж потом редактор. И я жду ребенка.

'Такие вещи нельзя допускать:'

Картинка в 'Городских вестях' действительно очень корректная - неудивительно, что верующие никак не отреагировали на ее появление. Но после того как волгоградские политики вывели скандал на международный уровень, ситуация может измениться. Я цитирую первый попавшийся заголовок с информационной ленты Интерфакса: 'В России впервые опубликована карикатура, на которой изображены Христос, Моисей, Будда и Мухаммед'.

Вспоминается недавняя история в Сирии, Ливане и Египте, где людям показывали карикатуры на Мухаммеда, нигде никогда не опубликованные. А то и просто пересказывали содержание этих карикатур: 'пророк с лицом свиньи', 'пророк, занимающийся скотоложством': Теперь словосочетание 'карикатура на Мухаммеда' у тысяч и тысяч людей ассоциируется именно с этими мерзостями, и те, кому нужен повод для погрома, не станут бродить в Интернете в поисках картинки из 'Городских вестей', чтобы оценить, насколько она оскорбительна.

- Я считаю, что такие вещи, как эта иллюстрация, нельзя допускать, - сказал мне лидер волгоградского отделения 'Единой России' Олег Керсанов. - Тем более что она никакого отношения к тексту не имеет. И мы никакого отношения к этому скандалу не имеем. Мы отреагировали на публикацию так, как отреагировали на нее все 15 организаций, подписавшие Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни. И все, кто подписал этот пакт, хотели сделать по этой публикации заявление, но решили его не делать, потому что прокуратура уже отреагировала и дала соответствующее предупреждение газете.

Единственное, к чему можно придраться в газетной картинке, это к тому, что в исламе запрещено изображать пророка, как, впрочем, и вообще людей. Это правило охраняет мусульман от искушения идолопоклонства. Но для светской волгоградской газеты такая вольность - пустяк, тема для теоретических дебатов, но отнюдь не повод для угроз и погромов. А вот слава единственной российской газеты, опубликовавшей 'карикатуру на Мухаммеда', - дело опасное. И славы этой сами журналисты не желали, с картинкой своей не носились, никак ее не рекламировали, у газеты и сайта-то нет.

В своем порыве защитить чувства верующих волгоградские политики оказались святее пророка и запустили цепную реакцию слухов, в начале которой - обескураженный человеческой агрессивностью вполне симпатичный Мухаммед, а в конце он же - 'с лицом свиньи' или еще что похуже. Росохранкультура поспешила выступить с заявлением о том, что к любому СМИ, опубликовавшему материалы, оскорбляющие чувства верующих, будут применяться меры вплоть до лишения регистрации. Справедливое, в общем-то, заявление, однако на момент подписания этого номера не найдено ни одного верующего, чьи чувства оскорблены волгоградской газетой.

P.S. Я обращаюсь ко всем радикально настроенным. Не трогайте Таню Каминскую и ее коллег. Они ни в чем не виноваты и жалеют о случившемся. Наверное, ребятам не стоило изображать пророка, раз у вас это не принято, но заметьте: это, пожалуй, первая иллюстрация за последние месяцы, где Мухаммед изображен миролюбивым, и главное - при нем нет ни холодного, ни стрелкового оружия, ни взрывчатых веществ. И еще просьба к коллегам. Не называйте, пожалуйста, эту публикацию карикатурой на Мухаммеда. Не подставляйте ребят под гнев экстремистов. Это не карикатура на пророка - это иллюстрация нашей действительности.