Posted 12 мая 2006,, 09:22

Published 12 мая 2006,, 09:22

Modified 2 апреля, 04:09

Updated 2 апреля, 04:09

Полит.ру: "Доктор-бедняга"

12 мая 2006, 09:22

Самое банальное и бессмысленное, чем можно было бы заняться - сравнивать текст романа и фильм. Это задачка с готовым ответом. И ответ еще до премьеры артикулировал сам автор сценария, Юрий Арабов, перед которым стояла действительно трудно выполнимая задача по превращению пастернаковского кружева в видеоряд. 'Я надеюсь, что зритель после фильма обратится к книге и поймет, насколько роман лучше сценария', - смиренно отметил сценарист.

Сравнивать работу Александра Прошкина с фильмом Дэвида Лина сорокалетней давности - тоже абсурдно: 1965 год - не 2006-й, Америка - не Россия, сериал - не фильм, Прошкин - не Лин.

А потому взглянем на фильм как на продукт самоценный, посмотрим на то, что в нем все-таки есть.

Главный и довольно лобовой ход, использованный создателями фильма - привлечение к участию в фильме "звезд". Однако вместо радости встречи со знакомыми лицами, ощущаешь лишь болезненный укол разочарования. Да, наверное, Чулпан Хаматова и Олег Меньшиков - очень хорошие актеры. Но для чего, кроме как для рейтинга, они нужны в фильме - мучительно непонятно.

Непонятно даже не потому что рыжая - вся провокация, вся огонь! - Хаматова мало совпадает с образом пастернаковской белокурой Лары, героини, которая женственность и гибкость (у актрисы, безусловно, присутствующие) соединяет с тонкой одухотворенностью и слышит внутреннюю музыку - этого Хаматовой передать не удалось. Мучительно не только потому, что романтическая экспрессия молодого Юрия Живаго у Олега Меньшикова отчего-то оборачивается вполне пионерской по духу резвостью и прыгучестью. Но в первую очередь потому что за выбором двух предельно востребованных сегодня актеров, снимавшихся в каждом втором нашумевшем фильме или сериале (Олега Янковского это касается в меньшей степени), видится страх и лень.

Страх не собрать достаточного числа зрителей. Лень пойти и поискать молодые, свежие лица - в театральных вузах, например, которые, нет сомнений, набиты и Ларами, и Живагами, и всеми, кого пожелает душа. И ведь именно такова давно оправдавшая себя практика во всем мире: сериал - не самое удачное место для сияния звездного состава, сериал - стартовая площадка для неизвестных, молодых и талантливых актеров. Вспомним, кстати, того же Петра Фоменко, который поставил на молодость и неизвестность, и одержал над зрительскими сердцами триумфальную победу.

Обеспечивать же рейтинг, очевидно, должен не Меньшиков, а имя Бориса Леонидовича, сам его величественный роман, скандал с Нобелевской премией, о котором все, хоть краем уха, а слышали - наконец, замечательная книга Дмитрия Быкова о поэте, недавно вышедшая в 'ЖЗЛ'. Но создатели фильма в магическое имя Пастернака, похоже, не верят, обреченно рассчитывая на народ, который 'Пастернака не читал'.

Поверх голов этого массового зрителя, зрителя, делающего рейтинг, Прошкин устало подмигивает тем, 'кто понимает': участие Лары в большевистской манифестации - прямая цитата классического эпизода из фильма 'Новые времена'. Герой Чаплина точно также невольно оказывается вовлечен в демонстрацию и даже встает в главе колонн демонстрантов. Цитата - отчетливый знак отношения режиссера к роману, как к тяжкой обязаловке, которую ладно уж, можно заучить наизусть и экранизировать, но при этом исподтишка не показать надоедливой училке язык - себя не уважать.

Равнодушная прилежность проглядывает и в интерьерах: все вроде бы правильно - лестницы, люстры, наборный паркет - нет только воздуха. Но как известно, один костюмчик играть не будет. Можно как угодно относиться к 'Гарпастуму' Германа-младшего, картине, запечатлевшей примерно ту же эпоху, одного у нее не отнять - фильм Германа пронизан изменчивым и болезнетворным ароматом, ароматом времени.

Специалисту по потрясениям империи (об этом и 'Холодное лето 53-го', и 'Русский бунт'), а теперь и ее краху, Александру Прошкину ни духа истории, ни духа Пастернака, передать не удалось. Добавлять, что не удалось 'пока', 'в первой серии' - лукавство. Трудно себе представить, почему в остальных сериях всё должно измениться к лучшему. А значит, тем, кто Пастернака уже читал, смотреть фильм нет резона. А те, кто не читал, о романе из фильма все равно не узнают.

"Меня не возмущают те, кому больше по вкусу кабацкая музыка. Другой они и не знают. Меня возмущает содержатель кабака. Не выношу, когда уродуют людей". Антуан де Сент-Экзюпери.