Posted 9 февраля 2007,, 09:00

Published 9 февраля 2007,, 09:00

Modified 2 апреля, 02:41

Updated 2 апреля, 02:41

Москва. Дискуссия «Ориентация на Восток? Азиатский вектор энергетической стратегии России»

9 февраля 2007, 09:00

9 февраля 2007 года в 12:00 в информационном агентстве «Росбалт» состоялась дискуссия «Ориентация на Восток? Азиатский вектор энергетической стратегии России».

Участие в дискуссии приняли:


Александр Арбатов, заместитель Председателя Совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития и торговли и РАН, указал на то, что существует пять основных вариантов экспорта российских углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако самыми оптимальными являются строительство трубопроводов и развитие железнодорожного сообщения. Ученый отметил, что трубопровод отличается как высокой эффективностью, так и высокими рисками, которыми склонны зачастую пренебрегать при принятии решения о его строительстве. Именно так, по его словам и произошло с нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО). В отношении этого проекта наиболее значимыми рисками являются неподтвержденность ресурсной базы, необходимой для стабильного наполнения строящегося нефтепровода, и нестабильность взаимоотношений с нынешними политическими партнерами в данном регионе. «У нас так: решили – и поехало!», – возмущенно заявил Александр Арбатов. По мнению Арбатова, хотя решение о строительстве ВСТО было преждевременным, но пока еще есть время для того, чтобы успеть максимально оптимизировать реализуемый проект. Для того чтобы избежать бессмысленных потерь необходимо провести широкие геологоразведочные работы, которые позволили бы с максимальной достоверностью оценить запасы сырья и определить потенциал заполнения трубопроводной системы. В противном случае, как отметил Александр Арбатов, «в случае проблем с заполнением трубы или при изменении геополитического вектора», «риск неэффективности многомиллиардных затрат совершенно реален».

Борис Порфирьев, руководитель Центра анализа рисков и кризисов Института экономики РАН, утверждает, что решение о строительстве ВСТО было продиктовано ситуативно-конъюнктурно понятой «политической целесообразностью». При этом риск, связанный с отсутствием ясности в ресурсной базе проекта был оставлен без должного внимания. Даже экологические риски, связываемые когда-то с Байкалом, «просто меркнут» на фоне проблемы достаточности сырьевых источников. Руководитель Центра анализа рисков и кризисов Института экономики РАН, также обратил внимание на тарифы, «самый подвижный и лукавый» аспект, непосредственно влияющий на расчет эффективности трубопроводного и железнодорожного маршрута. По исключительно экономическим параметрам трубопровод предпочтительнее железной дороги, и главный фактор в данном случае, это именно тарифная составляющая.

По мнению генерального директора Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степана Сулакшина, именно политическая конъюнктура, а не стратегические экономические соображения повлияли на принятие решения о строительстве ВСТО, принятого без должного изучения и проработки всего комплекса вопросов. Проект ВСТО обосновываемый как стремление снизить зависимость российского ТЭКа от западных рынков, не учитывает комплекс связанных факторов. «Решения, стоящие десятки и сотни миллионов долларов должны приниматься, основываясь на выверенном, научно обоснованном методе», – полагает ученый. Как отметил генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования углеводородное сырье в современном мире имеет характер «института обратного влияния». Привязка экономики к ТЭКу приводит к тому, что он становится не только инструментом влияния самой России, но и инструментом влияния на Россию, экономика которой приобретает выраженный сырьевой характер. «Вся экономика России «настроена» на добычу углеводородного сырья, но нефть рано или поздно закончится, а производственно-технологические, организационно-управленческие, экологические и другие риски, связанные с наличием «трубы» возрастут многократно», – уверен Степан Сулакшин. Хотя трубопровод и «блестящее решение» в смысле своей экономической эффективности, но «труба не гибкая штука, ее потом не повернешь», – указал руководитель Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий, поддержал сомнении в ресурсной достаточности проекта ВСТО. По его информации геологоразведка в данном регионе пока не дает уверенности в том, что проект реализуемый «Транснефтью» докажет свою экономическую эффективность. Естественные монополии РЖД и «Транснефть» фактически государственные корпорации и их деятельность должна иметь выраженный национальный характер, а стратегия их развития должна соответствовать уровню государственных решений, полагает руководитель Института проблем естественных монополий.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, уверен, что строительство трубопровода ВСТО из районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и в сторону Китая приведет к изменению вектора российской экономической и политической стратегии в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. По его мнению, «изображение активности» при разработке идеи строительства трубопровода – это «попытка сместить основные внешнеполитические ориентиры геополитической стратегии России на Восток, в сторону Китая». «Возможно, это элемент шантажа Европы», – колеблется Симонов. В тоже время никто пока, по его мнению не задался вполне закономерным вопросом: «Нужна ли нам вообще транспортировка нефти в Китай? В то же время проект строительства нефтепровода ВСТО стартовал и трубопровод строится». При этом никто до сих пор внятно не дал ответа на вопрос о новых центрах извлечения углеводородов, без чего целесообразность проекта ВСТО вообще ставится под сомнение. «России необходимо диверсифицировать свою экономику, но реально это можно будет сделать только лет через 25-30», указал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, связав будущее российской экономики с будущим ее ТЭКа, развитием шельфовых проектов, проектов производства сжиженного природного газа и т.д.

Владимир Волчков, старший инженер Института энергетической стратегии Минпромэнерго РФ, считает вполне обоснованными сомнения в целесообразности ВСТО в условиях только гипотетического наличия необходимой ресурсно-сырьевой базы. При дефиците источников углеводородов заполнение ВСТО станет возможно только путем переориентации тюменской нефти, что приведет к возникновению ее дефицита на европейском направлении, уверен эксперт.

Мария Белова, эксперт департамента энергетики Института энергетики и финансов, указала на конфликт интересов между Китаем и Россией в отношении цены на российское углеводородное сырье. Китай рассчитывает на цену, которая только едва покрывает затраты российской стороны на добычу и транспортировку, и пока совсем не готов платить за российские нефть и газ ценам адекватным мировым. В тоже время привязка к трубопроводной инфраструктуре может привести к тому, что Россия будет вынуждена идти на уступки китайской стороне в силу отсутствия других потенциальных покупателей.

В заключение эксперты выразили пожелание, чтобы решения, имеющие государственное значение, принимались после непредвзятого и объективного анализа, которых пока особенно не хватает в случае разработки энергетической стратегии страны.