Posted 16 апреля 2007,, 12:52

Published 16 апреля 2007,, 12:52

Modified 2 апреля, 02:09

Updated 2 апреля, 02:09

Атеист-европеец и православный, спасающий душу

16 апреля 2007, 12:52
Многие издания продолжают обсуждать распространившиеся в марте слухи о возможной скорой отставке президента РТ Минтимера Шаймиева и замене его на министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева или иного «татарина федерального масштаба». «Видимо, кто-то подбрасывает кость, и, как всегда бывает в таких случаях, находятся такие живности, которые начинают грызть эту кость", - прокомментировал это сам г-н Шаймиев. Обзор прессы Республики Татарстан за 1-15 апреля 2007 г.

Президент Шаймиев не принадлежит себе

Многие издания продолжают обсуждать распространившиеся в марте слухи о возможной скорой отставке президента РТ Минтимера Шаймиева и замене его на министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева или иного «татарина федерального масштаба». «Видимо, кто-то подбрасывает кость, и, как всегда бывает в таких случаях, находятся такие живности, которые начинают грызть эту кость, - прокомментировал это сам г-н Шаймиев в интервью «Интерфаксу», полностью или частично перепечатанном рядом республиканских СМИ. – Я лично рассматриваю это не более чем возню, которая возникает время от времени. Во власть со слабыми нервами не ходят. Если же кому-то хочется о чем-то узнать из первых уст, то мой адрес прежний: «Казань, Кремль».

Минтимер Шаймиев «уже не принадлежит себе», полагает главный редактор «Звезды Поволжья» Рашит Ахметов (≤13, 5-11 апреля 2007 г., «Парабола»). «Шаймиев - уже более символ, политическая функция татарского народа. С его уходом уйдет эпоха. Пока в республике не видно политического деятеля с подобным стратегическим видением, - убежден Ахметов. – Уход Шаймиева может разрушить равновесие сил в республике и породит ожесточенные столкновения кланов в борьбе за власть, что явится трагедией для Татарстана, и что было бы наиболее выгодным для Москвы». Президенту «принципиально важно сохранить пост хотя бы до того момента, когда вновь вернут систему всенародных выборов президента РТ», считает автор материала. Возможно, настоящее время президента Шаймиева еще впереди, предполагает Рашит Ахметов: ведь именно сейчас Татарстан стоит «на пороге второго исторического рывка в своем развитии, аналогичному началу 90-х».

Не он один мыслит подобным образом. «Неоднозначное отношение к Шаймиеву среди народа имеет место, это факт, - пишет в «Честном слове» Яков Правдин (≤5, апрель 2007 г.; «Политический футбол: кто первым пропустит гол?»). – Но факт и то, что он является гарантом стабильности в республике. Поэтому основное количество рядовых татарстанцев боится его ухода, вполне резонно опасаясь вакханалии передела собственности, во время которой и их могут лишить не только последнего имущества, но и последней надежды на будущее».

«Последний слух о замене Шаймиева на Нургалиева родился скорее как реакция на решительное заявление президента Татарстана о намерении продолжать бороться за преодоление вето Совета Федерации в Госдуме РФ (на договор о разграничении полномочий и предметов ведения между РТ и РФ), - считает директор Фонда политических исследований и технологий, депутат Госсовета РТ Марат Хайруллин («Новый поворот», «Звезда Поволжья» ≤13, 5-11 апреля 2007 г.). – Таким способом «непонятливым» татарам пытались объяснить, что не следует упорствовать в этом вопросе. Возможно, это было и предложение политического обмена – сохранение у власти Шаймиева взамен отказа от договора». Эти внешние обстоятельства уже привели к постепенному нарастанию в Татарстане «политической напряженности, вызревающей в сознании людей на идеологическом уровне». Автор рассматривает вовлечение вопроса по договору в межклановую и межпартийную борьбу в центре, которая, скорее всего, перенесется в Татарстан, как «новый поворот в татарстанской политике». Решение этого вопроса зависит от расклада сил в окружении президента Путина, на партийном поле (кто сильнее – «Единая» или «Справедливая Россия»?) и от способности руководства РТ «доказать Москве важность нового договора для политической консолидации в стране накануне выборов», полагает автор материала.

В следующем номере своей газеты Рашит Ахметов продолжает тему судьбы договора о разграничении полномочий («Паровоз», «Звезда Поволжья», ≤14, 12-18 апреля 2007 г.). «Его все поддержали, правовые, экономические эксперты, - пишет он. – А вот интересно, Православная церковь дала на него благословение? Спрашивал ли Путин совета при подписании договора у Патриарха? Вероятнее всего, спрашивал. Если ты православный, ты так и должен поступать, такое поведение для глубоко верующего человека естественно. Наверное, многие законы сейчас требуют освящения Православной церковью, только этот момент не афишируется. Так вот, что относительно договора сказали Патриарх и его окружение? И какую после этого судьбу договора можем мы предположить?». К таким размышлениям главного редактора «Звезды Поволжья» подтолкнула провозглашенная им аксиома, согласно которой «Путин очень религиозен и становится все более и более погруженным в религиозную жизнь». «Еще непонятно, какая жизнь для него более важная – религиозная или административная, - рассуждает Рашит Ахметов. - …Можно предположить, что для того, чтобы попасть в ближний круг Путина, необходимо быть православным. У Путина часто очень усталые, болезненные глаза из-за недосыпания. Скорее всего, он молится часами по ночам. Просит благословения». Поэтому, «с точки зрения радикальной православности Путина он, скорее всего, не доверяет неправославным людям», считает г-н Ахметов. «Он их не понимает, - предполагает главред «Звезды Поволжья». - …Шаймиеву путь в ближний круг закрыт, так как он неправославный». Взаимодействие президентов РФ и РТ – «это не взаимодействие православного и мусульманина, а диалог православного и атеиста», заключает Рашит Ахметов. «Атеист-европеец Шаймиев и православный, спасающий душу Путин – это фундаментальный конфликт ценностей», - констатирует автор материала.

«Щиты еще призывней стали…»

Проблемный материал «Аэропорт в штопоре» («Известия Татарстана», ≤14, 6-12 апреля 2007 г.) посвящен тревожной ситуации, складывающейся вокруг закамского аэропорта «Бегишево». С момента ввода его в эксплуатацию и до начала перестройки «объем перевозок в нем был всегда на одном уровне с аэропортом «Казань», пишет автор, скрывшийся под псевдонимом «казанский летчик с многолетним стажем». Сейчас аэропорт «Бегишево» наряду с авиакомпанией «Татарстан» входит в ОАО «Нур-авиа» и «целиком зависит от политики руководства частного холдинга «Нур 1». По мнению автора статьи, аэропорт «фактически прозябает в роли пасынка аиакомпании «Татарстан». Его хроническая болезнь – недофинансирование. «По этой причине участились случаи задержки вылетов из-за ухудшения технического обслуживания, - отмечается в материале. – В аэропорту нет элементарного – необходимого количества запасных частей». С момента ввода в эксплуатацию в 1971 году в «Бегишево» ни разу не ремонтировались инженерные сети. «Выявлены нарушения норм рабочего времени членов экипажей воздушных судов, - информирует автор. – Эта несколько неуклюжая формулировка означает, что летчики, доставляющие нас к месту назначения, перерабатывают». Все это может привести к серьезным последствиям. Автор статьи видит выход в налаживании государственного, или, по крайней мере, независимого контроля за состоянием здоровья летного состава, который в настоящее время зачастую осуществляется «заинтересованными коммерческими фирмами». «Сегодня корпоративные интересы авиаперевозчика находятся в прямом противоречии с интересами всего закамского региона в целом, - констатирует автор материала. – Освобождение от диктата единственной авиакомпании может кардинально переменить ситуацию».

Публикация «Революции на остановках» («Честное слово», ≤5, апрель 2007 г.) посвящена критическому разбору новой транспортной схемы Казани и мер, предпринятых в этой связи городскими властями. «Не исключено, что властные амбиции администрации Казани …станут нескончаемой головной болью для огромного потока казанских пассажиров», - предупреждает издание. Власти «не дают возможности высказаться по поводу нововведений огромному количеству частных перевозчиков», утверждает «Честное слово». Они считают, что «городские власти возжелали завладеть этим рынком».

Газета, выходящая под лозунгом «Мы не пугаем, а отражаем жизнь» и подзаголовком «Расследования. Разоблачения. Защита прав», содержит еще немало критических публикаций, в том числе в стихах. Среди них – «Эпиграмма для власти самой», подписанная Георгием Шах-Матовым:

«Щиты пивные, сигаретные

Недавно в городе снимали.

Меры запретные сработали?!

Однако вновь «щиты восстали».

Еще призывней, ярче стали…

Власти продажными предстали,

Их «твердость» явно мягче стали…»

Спасение во взятках, а не в президентских портретах?

Татарстан – единственный регион России, где разработан стандарт продукции «халяль» (мясопродукты, изготовленные с соблюдением законов шариата и по мусульманским стандартам), сообщает «Время и деньги» в интервью с руководителем комитета по стандарту «халяль» при Духовном управлении мусульман РТ Ильнуром Гайнуллиным (София Сайганова, «Халяль» расширяет рынок», ≤67-68, 13 апреля 2007 г.). Комитет, контролирующий производство и реализацию халяльной продукции в республике и ряде российских регионов, был создан в 2005 году по просьбе мусульман, желающих быть уверенными в ее качестве. Вместе с экспертами представители комитета разработали единственный в России ГОСТ на халяльную продукцию. Сертификат, позволяющий производителям маркировать свою продукцию логотипом «халяль», получили уже 30 производителей. ГОСТ используется и в ряде других российских регионов, а в Казахстане он признан государственным. «Теперь такого беспредела, как раньше, когда кто хотел, тот и ставил значок «халяль» на любую продукцию, нет, - говорит Гайнуллин. – Проверки по тому или иному виду продуктов мы проводим ежеквартально». Наиболее часто подделки под «халяль» встречаются среди полуфабрикатов – это «пельмени, манты, которые выпускают в подпольных цехах». Сомнительная продукция чаще всего поступает из Пензенской, Самарской, Ульяновской областей, а в числе надежных производителей «халяля» - Казанский мяскокомбинат, птицефабрики «Ак Барс», «Челны-бройлер», Нижнекамский, Челнинский и Йошкар-олинский комбинаты. «Мы надеемся, что в ближайшие два года сформируется обширный рынок халяльной продукции», - заключил г-н Гайнуллин.

«Вечерняя Казань» (Елена Мельник, «Толерантность по-милицейски, или Почему суннитский ислам канонизировал четыре мазхаба-толка фикха», 11 апреля 2007 г.) иронизирует над содержанием справочника для сотрудников правоохранительных органов Татарстана «Культура доверия». Книгу, распространенную среди татарстанских милиционеров, подготовил «Центр толерантности «Поволжский мир» в лице Владимира Роскина – регионального представителя российско-американского проекта «Климат доверия». По мнению автора материала, выражающего сомнение в пользе справочника, в нем используются весьма непростые формулировки.

В том же номере газета, напоминая читателям о ставропольском опыте спасения мемориала жертв политических репрессий и воинов-защитников «Холодный родник» от застройки элитными домами с помощью обклеивания деревьев портретами президента РФ, ставит «опрос ребром»: «А что бы нам спасти с помощью портрета Путина?». Актриса Камаловского театра Халима Искандерова считает, что обклеить портретами Владимира Путина нужно исторический дом Карла Фукса на улице Московской, арт-директор Интернет-компании «Варлок» Сурен Беляев – усадьбу Боратынского, а владелица питомника пуделей «Казанское ханство» Юлия Иванова полагает, что «нам, живущим в Татарстане, если нужно что-то спасти, луше использовать портрет Шаймиева, а не Путина». Она, как и директор художественной галереи «Камиль» Ниаль Хадеев, в целом скептически относится к этой идее. А первый заместитель муфтия РТ Валиулла-хазрат Якупов и вовсе убежден: «У нас в Татарстане народ циничный: если все заранее решено, то приостановить процесс уже практически невозможно, не остановят никого ни портреты Путина, ни даже портреты Шаймиева». Все решают взятки, заключил г-н Якупов.