Posted 7 мая 2007,, 11:31

Published 7 мая 2007,, 11:31

Modified 2 апреля, 01:59

Updated 2 апреля, 01:59

Демократия по-грузински

7 мая 2007, 11:31
Демократическая "революция роз" в Грузии благополучно захлебнулась в волне авторитаризма. Уровень жизни в стране постоянно падает, а власти применяют обычный прием - ищут внешнего и внутреннего врага, списывая на его "козни" все свои провалы.

Демократическая по форме "революция роз" в Грузии перерождается в авторитарную форму правления. Причем для сохранения этой формы неизбежным становится все большее и большее закручивание гаек и уничтожение инакомыслия. Столь же неизбежен перегрев общественных настроений с последующим прорывом пара или, в худшем варианте, социальным взрывом.


По заветам столпов демократии?

Грузинский народ вытолкнул на политическую обочину предыдущего президента и его команду не в силу предпочтения нынешнего, а в предвкушении лучшей и достойной жизни. Увы, его ожидания не оправдались, напротив: жизнь большинства населения становится тяжелее и тяжелее.

Рост доходов среднестатистического грузина не поспевает за все усиливающейся дороговизной товаров и услуг. Директивными методами доллар обесценивается по отношению к национальной валюте лари. Значительная часть населения поставлена на грань выживания и поддерживается преимущественно валютными переводами соотечественников, выехавших на заработки в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Реальный сектор экономики переживает затяжной коллапс, количество безработных не сокращается. Бюджет пополняется преимущественно за счет ужесточения налогового администрирования. Иностранный капитал осторожничает и не спешит вкладывать в экономику Грузии значительные средства. В таких условиях власти избрали сомнительный с точки зрения национальных интересов путь тотальной распродажи невосполнимых ресурсов - от лесных массивов до природных ископаемых.

Все это вместе взятое перечеркивает громогласные декларации нынешней власти о кардинальном улучшении жизни народа. Грузины - терпеливый народ. Но рано или поздно их запасу прочности наступит предел. И что тогда?

Худший, а попросту ужасный вариант развития событий может произойти по сценарию Фридриха Энгельса: "Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего не остается, как или восстать, или на самом деле превратиться в животных". Невероятным представляется, чтобы в Тбилиси повторится Бухарест, но кое-кто из местных политиков предостерегает нынешних власть предержащих от судьбы Чаушеску.

"Страна, правительство и хозяйственная жизнь - только средства, чтобы дать ценность жизни народа. Правительство - только слуга его и всегда должно таковым оставаться. Как только народ становится придатком правительства, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотношение неестественно, безнравственно и противочеловечно". Такими представлял Соединенные Штаты Америки и любое цивилизованное государство Генри Форд. При этом ничего нового отец мировой технологической революции не поведал. Он просто творчески переосмыслил пессимистическую дилемму другого отца революций - социальных, и предложил властителям оптимистическую альтернативу мирного сосуществования "верхов" и "низов".

Нелишним будет обратиться и к шестнадцатому президенту США Аврааму Линкольну, в представлении которого все государственные чиновники - от президента до рядового клерка - всего лишь наемный персонал, которому избиратели делегировали часть своих полномочий.

Кстати, "разгул демократии" в Грузии начался в январе 1992 года вооруженным переворотом в Тбилиси и свержением первого президента Звиада Гамсахурдия и приходом к власти следующего - Эдуарда Шеварднадзе. И тут же, несмотря на сомнительную легитимность смены режима, страны западной демократии поспешили выстроиться в очередь с его признанием.

Полезным будет напомнить, что основанием для легитимизации вооруженного переворота послужила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. А именно та часть преамбулы документа, в которой записано, что "необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения".

Декларация продолжает сохранять силу и процитированная ее часть, вполне возможно, будет вновь использована в Грузии, если в стране не появится социально-экономический просвет.

Доктор Геббельс отдыхает

Пока властям худо-бедно удается стравливать пар. Удивительно, но это происходит по чуть ли не сорокалетней давности наработкам авторства... ЦК Компартии Грузии. Тогда под его патронажем впервые в СССР был сформирован центр по изучению, прогнозированию и формированию общественного мнения. Это учреждение, в принципе, можно назвать и нехорошим, но емким словосочетанием - центр зомбирования.

Набрали туда молодых и незакомплексованных, можно даже сказать, отчаянных сотрудников: социологов, журналистов, специалистов общественных наук. Им дозволялось многое - от антисоветских анекдотов до чтения самиздатовской литературы. Лишь бы выдавали продукт, полезный партии и ее республиканскому штабу. И это удавалось. По рекомендациям центра разворачивались, прежде всего в средствах массовой информации, кампании по сглаживанию межнациональной напряженности, проводились пышные и зрелищные мероприятия, другие акции, подчиненные "укреплению роли коммунистической партии в воспитании советского человека в духе высокого морального облика и любви к Родине".

То же самое в Тбилиси происходит и сейчас. Только теперь "воспитывают" для укрепления роли правящей партии "в расцвете демократии" и безоглядной любви и верности властям. Кто не следует этим принципам - враги со всеми вытекающими последствиями. И врагов, как водится, разделили на две части: внешние и внутренние. Ничего более оригинального придумать не удается. И все идет по второму кругу, но уже не как трагедия, а как фарс.

"В Грузии сто двадцать тысяч агентов Кремля и КГБ, и я знаю всех в лицо!" Это заявление сделал на пресс-конференции в 1991 году Звиад Гамсахурдия.

Спустя два года Эдуард Шеварднадзе на заседании парламента огорошил депутатов: "Грузия заполнена агентурой другой страны". Какую страну он имел в виду, догадаться нетрудно. Спустя некоторое время он же заявил: "С тех пор обстановка лишь ненамного изменилась, возможно, в худшую сторону". А затем развил свою мысль: "Дело не в том, есть ли у них соответствующие документы, оформленные как на агентов... Все это выражается в их действиях и желаниях".

Почему-то пока попыток проникновения в присутственные места Грузии лиц с удостоверениями Лубянки не зафиксировано. Однако опыт предшественников пригодился и нынешнему грузинскому лидеру. Он также отметился заявлением, что "мы знаем" всех иностранных шпионов и предложил им во избежание суровой кары добровольную явку с повинной. Шпионов опять почему-то не нашлось. И тогда их начали выявлять. Но как-то малопродуктивно и в основном, ясное дело, среди оппозиционеров.

Прошлогодний скандал с российскими военнослужащими, по грузинской телеверсии шпионившими за государственными секретами, не удался и не стал победным аккордом тбилисской контрразведки. Шеварднадзе удалось раскрыть аж три заговора. Саакашвили этот рекорд пока не превзошел: на его счету пока лишь один-единственный, но зато пропиарили его с большой помпой. Но легковерных в Грузии становится все меньше и меньше. Все больше и больше людей здесь погружаются в собственные проблемы. И все очевиднее, что оболванивание электората путем отвлечения его внимания на "шпионские страсти" и "вражью руку" не удается.

Труднее всего разобраться стороннему наблюдателю. Таким необходимо безусловно учитывать следующее: бесперспективно и рискованно плутать в информационном тумане над холмами Грузии. Здесь нельзя доверять не то что собственным ушам, но даже и глазам. Мы, увы, верим почти всему, что нам говорят, и вдвойне - что показывают. Истину следует искать, как это делают пилоты в слепом полете при нулевой видимости - по компасу, альтиметру, радару и пpочим аэронавигационным приборам. Не воспринимать за данность очевидность, сопоставлять факты, строить гипотезы и не слишком полагаться на готовые концепции, даже если они будут казаться стройными и логичными.

Шоры, кнут и узда

Эти три кита удерживают на плаву грузинские власти. Они бдительно охраняют сознание населения от инакомыслия. Сейчас в Тбилиси условно можно назвать оппозиционными единственную газету и один телеканал. Остальные СМИ либо сохраняют подчеркнутую нейтральность, либо демонстрируют полную лояльность курсу правительства.

Более того, по рекомендациям неизвестного центра с неизвестным адресом пропагандируется необходимость авторитаризма. Новости изобилуют криминальной хроникой, телеарестами, что, по идее, должно подвигнуть людей к пониманию необходимости "жестокой и беспощадной борьбы". Про экономику - по остаточному принципу. Есть издания и телеканалы, в которых экономические рубрики появляются пару-тройку раз в месяц.

Эфирное время растоптано мыльными операми и латиноамериканскими сериалами, обильно сдобренными рекламой и видеоклипами.

А что делать - у всех грузинских СМИ, пытавшихся идти не в ногу с властями, возникли серьезные финансовые и иные проблемы, в силу чего им пришлось подстраиваться под нее или закрываться. Вот такой вот триумф "демократии по-грузински".

Альберт Веналайнен