Posted 11 июня 2007,, 08:22

Published 11 июня 2007,, 08:22

Modified 2 апреля, 01:42

Updated 2 апреля, 01:42

Невыносимая легкость карабахского урегулирования

11 июня 2007, 08:22
На Армению и Азербайджан оказывается очень сильное давление в вопросе карабхского урегулирования. Однако все, что предлагают международные посредники, лишь приведет к обострению конфликта и новой войне.

В Петербурге, в рамках саммита СНГ, 9 июня прошла встреча президентов Армении и Азербайджана. Роберт Кочарян и Ильхам Алиев в очередной раз встретились вместе с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, чтобы обсудить возможности карабахского урегулирования.

Карабах разочарован Арменией

После переговоров стороны отказались от каких-то заявлений. Однако уже ясно, что посредники прессингуют участников конфликта. Еще за несколько недель до встречи вокруг нее поднялся большой ажиотаж. Казалось бы, Кочарян уходит со своего поста в начале следующего года, в Армении только прошли выборы в парламент, новое правительство еще даже и не одобрено парламентом, и посредникам самое время взять очередной тайм-аут. Однако они вовсю делают заявления о том, что решение уже почти найдено. Впечатление такое, что Москва и Вашингтон наконец добились какого-то внутреннего решения по Карабаху между собой и спешат побыстрее добиться воплощения своих идей в жизнь.

Ситуация вокруг переговоров стала накаляться после того, как в прессе появились сообщения о заявлениях сопредседателей Минской группы в Баку 25 мая. Французский сопредседатель Бернар Фасье заявил, что «в конечном итоге все территории должны возвратиться под контроль Азербайджана». Речь идет о семи так называемых освобожденных районах вокруг НКР, которые ранее входили в состав Азербайджанской ССР, а сейчас контролируются карабахской армией. Впрочем, посредники говорят о том, что за армянской стороной должен остаться Лачинский коридор, связывающий Армению с Карабахом.

Американский сопредседатель Мэтью Брайза, в свою очередь, заявил в интервью Associated Press: «Стороны договорились о возвращении районов, окружающих Нагорный Карабах, которые находятся под армянским контролем. Я бы не сказал, что есть соглашение по возвращению беженцев или компенсации за потерянное имущество. Лидеров Армении и Азербайджана нужно похвалить за их храбрость в попытке принести стабильность и процветание своим народам». О встрече в Петербурге он высказался также в розовых тонах: «Если санкт-петербургская встреча пройдет успешно, то число разногласий в основных принципах урегулирования может быть снижено до нуля».

Армянский МИД отреагировал на это довольно вяло и с большим опозданием.

Высказывания посредников, а также пассивная позиция официальных лиц в Ереване вызвала бурную реакцию. 28 мая более пятидесяти армянских организаций и крупнейших сетевых сообществ выступили с крайне жестким обращением к руководству Армении с требованием раскрыть детали переговоров, «непосредственно касающиеся будущего армянского народа», и прекратить «территориальный торг, загоняющий в стратегический тупик и способствующий развязыванию новой агрессии против НКР и Республики Армения». Диаспора также начала факс-кампанию, направленную уже на посредников, смысл которой можно выразить в следующей цитате из обращения: «Толкая армянскую сторону на односторонние неприемлемые уступки, ОБСЕ берет на себя ответственность за будущую военную агрессию Азербайджана против Нагорного Карабаха».

В Степанакерте также нервно отреагировали на отсутствие однозначных оценок по целому ряду вопросов. Президент Нагорно-Карабахской Республики Аркадий Гукасян заявил, что Карабах может поставить ультиматум о выходе Еревана из переговорного процесса. «Я разочарован позицией Армении. До сих пор мы довольно терпеливо относились к тому, что судьбу карабахского народа решают Армения и Азербайджан, так как считали, что этот формат переговоров позволит скорее урегулировать конфликт. Однако время показало, что это далеко не так», - сказал он. Гукасян обвинил армянских политиков в том, что сидя в теплых кабинетах, они диктуют карабахцам, сдавать территории или нет.

Замминистра МИД НКР Масис Маилян напомнил, что 15% территории самого Карабаха сейчас оккупировано азербайджанскими войсками. По его словам, ввод миротворцев будет иметь дестабилизирующее влияние. В целом, в Карабахе считают, что безопасность населения и отсутствие войны обеспечивают не международные договоры или миротворцы, а карабахская армия, надежно закрепившаяся на освобожденных территориях. И это доказывает опят последних 13 лет, прошедших со дня подписания договора о прекращении огня.

Сценарии от посредников: от войны к новой войне

Впервые сценарий возможного решения карабахского конфликта, который озвучивают сегодня посредники, был предложен организацией Международная кризисная группа (International Crisis Group), которая в октябре 2005 года представила документ «Карабах: план установления мира». В нем, в частности, предлагались вывод карабахских войск с территорий вокруг Карабаха, наличие коридора между Арменией и НКР, ввод миротворцев, возвращение беженцев и внутренне перемещенных лиц и проведение референдума для решения статуса непризнанной республики. План был представлен как независимое исследование, однако очевидно, что его целью был зондаж общественного мнения, так как в последствии риторика посредников постепенно стала сводиться к подобному решению.

Но по сути этот план станет гарантией возобновления новой карабахской войны. В случае вывода карабахской армии с территорий вокруг НКР серьезно растягивается линия фронта, а карабахская армия теряет эшелонированные инженерные оборонительные сооружения, выстроенные за последние 13 лет на линии соприкосновения. Кроме того, Карабах теряет свои стратегические преимущества, и следующая война начинается непосредственно с территории НКР. Таким образом, для Баку создаются все условия для проведения блицкрига.

Возможность референдума, который будет проведен через несколько лет в Карабахе, чисто теоретически есть. Однако статья 3 конституции Азербайджана запрещает изменения территории страны без всенародного референдума. Фактически, если стороны и согласятся на референдум в НКР, то он будет нелегитимен. Есть только одна возможность- внесение поправок в конституцию Азербайджана, но это также возможно только через плебисцит. Азербайджанское общество на это не пойдет – об этом свидетельствуют и опросы общественного мнения. (Надо учитывать, что еще до начала карабахского конфликта армяне в Карабахе составляли подавляющее большинство). Таким образом, посредники подталкивают руководство Азербайджана к подписанию документа, противоречащего конституции страны.

Кроме того, учитывая антиармянскую пропаганду, которая ведется на государственном уровне в Азербайджане, трудно представить мирное сосуществование армян и азербайджанцев после подписания какого-либо документа. Баку не только ежедневно озвучивает готовность военным путем решить проблему, но и периодически делает заявления о будущем уничтожении самой Армении. В таких условиях малейшая провокация может привести к новой войне. Особенно, если будет решено проводить референдум, на котором армяне будут иметь явный перевес, даже если в НКР вернуться азербайджанские беженцы.

При этом сдача семи районов сделает оборону НКР крайне сложной с военной точки зрения. Кроме того, Кельбаджарский район, находящийся на юге - между Арменией и НКР, является источником водных ресурсов Нагорного Карабаха. Здесь же берут начало реки, которые подпитывают основной источник пресной воды Армении – озеро Севан. Фактически, Кельбаджар в этом плане имеет для Армении и Карабаха такое же значение, как и Голанские высоты для Израиля.

Горный рельеф Кельбаджара позволяет его удерживать немногочисленной группировкой сил самообороны Карабаха – порядка 500 человек. В случае сдачи этого района для карабахцев линия фронта увеличивается на 200 км. Потеря Кельбаджара, а также северных районов Кубатлу и Зангелан, граничащих с Арменией и Ираном, сделает крайне уязвимым Лачинский коридор. Во время карабахской войны эта дорога жизни, которая связала Карабах с Арменией после разрыва кольца блокады, постоянно обстреливался азербайджанской артиллерией. А в боях за Кельбаджар потери сторон были самые большие за период войны.

Что касается так называемых международных гарантий, то пока единственно реальным вариантом является ввод миротворцев в регион. Но даже если оставить в стороне сам факт неэффективности миротворческих миссий, «зарекомендовавших» себя в Руанде, Сербской Краине, Сребренице, Косово и т.д., то все равно это является половинчатым решением вопроса, если не сказать хуже. По расчетам Международной кризисной группы, если будет сдан только Кельбаджар, карабахцам придется только в этом направлении иметь дополнительно порядка 20 тыс. солдат – то есть примерно столько же, сколько составляет сегодня вся армия НКР. А количество миротворцев, которое планируется ввести в регион, по данным источника МКГ из ОБСЕ, не превышает 1,5-2 тыс. Если Азербайджан решит ударить по Карабаху, то эта кучка миротворцев продержится лишь до момента прихода эвакуаторов. А дипломатическое прикрытие для такого удара будет обеспечить на трудно - с учетом того, что в Карабах будут возвращены азербайджанские беженцы.

Кроме того, международное сообщество вряд ли будет вечно держать здесь миротворцев. А исторический опыт противостояния армян и азербайджанцев говорит о том, что столкновения могут повториться и через десятилетия.

В целом можно придти к выводу, что Ереван и Баку находятся под очень сильным давлением со стороны сверх-держав. Армении навязывается сдача территорий, которые являются единственным реальным залогом безопасности населения НКР. Азербайджан готовят к мысли о возможности существования независимого карабахского государства. Но, требуя от сторон конфликта невыполнимого, посредники лишь подогревают общества, радикализируя их. Отсутствие возможности для маневра может привести к полному провалу переговорного процесса. Иногда создается ощущение, что именно этого «помощники» и добиваются.

Самвел Мартиросян