Posted 27 июня 2007,, 16:18

Published 27 июня 2007,, 16:18

Modified 2 апреля, 01:33

Updated 2 апреля, 01:33

Татарстан: первый среди равных?

27 июня 2007, 16:18
Владимир Путин повторно внес в Госдуму проект договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном. Депутаты рассмотрят документ на следующей неделе. Мнения думцев о целесообразности выстраивания «договорных отношений» между Москвой и Казанью разошлись.

Президент РФ Владимир Путин повторно внес в Госдуму проект договора о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и Татарстаном. Как ожидается, документ будет рассмотрен обеими палатами парламента до конца весенней сессии. Мнения депутатов Госдумы о целесообразности выстраивания "договорных отношений" между Москвой и Казанью разошлись.

Председатель комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин считает несостоятельной аргументацию критиков договора, которые утверждают, что его принятие даст старт «параду суверенитетов» и спровоцирует развал России. «Вряд ли мы вернемся к периоду 1996-1997 годов, когда было заключено порядка 47 договоров, причем в них оговаривалось содержание собственных вооруженных сил субъектов РФ, возможность открытия посольств за рубежом и т.д., - убежден Гришин. - Россия сейчас находится на другом витке развития. Опыт прошлых лет дал нам возможность сформировать законодательство о разграничении полномочий между центром и регионами. Федеральный центр сейчас намного сильнее, чем в 90-х годах». Депутат выразил уверенность, что документ будет одобрен и Госдумой, и Советом Федерации. «Договор не противоречит Конституции и действующим законам, поэтому он имеет полное право на жизнь», - подчеркнул Гришин. В феврале 2007 года, отклоняя закон, сенаторы руководствовались политическими соображениями, считает председатель думского комитета. «Партия, которую возглавляет Сергей Миронов, могла использовать договор с Татарстаном, чтобы заявить о том, что он формирует условия для дестабилизации страны и для размывания решений, которые были приняты для создания вертикали власти», - пояснил Гришин.

По мнению депутата Госдумы, члена центрального совета партии «Справедливая Россия» Геннадия Гудкова, договор с федеральным центром «сделает Татарстан «равнее» других регионов России». «Равенство субъектов РФ должно обеспечиваться единым законом, - отметил Гудков. - Выстраивание же особых договорных отношений между Москвой и Казанью создаст прецедент, по которому другие регионы захотят для себя таких же преференций. Как известно, дурной пример бывает заразителен». По мнению Гудкова, «единороссы», стремясь угодить Минтимеру Шаймиеву в расчете на предвыборную поддержку, «закладывают мину замедленного действия под Россию, которая рано или поздно обязательно взорвется».

Депутат от КПРФ Николай Харитонов также усматривает прямую связь между внесением в Госдуму договора с Татарстаном и предстоящей избирательной кампанией. «Шаймиев в своем регионе на думских выборах обеспечит Кремлю и «Единой России» тот результат, который они закажут», - отметил Харитонов. Депутат убежден, что возвращение к практике договорных отношений между Москвой и субъектами Федерации ни к чему хорошему не приведет. «Я за то, чтобы все регионы России были равны», - сказал он.

Вице-спикер Госдумы от «Единой России» Владимир Катренко, напротив, считает, что договор с Татарстаном будет способствовать укреплению основ федерализма и демократии в России. «В договоре, подписанном в Москве 26 июня 2007 года, закреплена необходимость заключения соглашений между федеральным центром и государственной властью республики Татарстан, - отметил Катренко. - В этих соглашениях будут предусмотрены совместные решения проблем, обусловленных экономическими, экологическими, культурными или иными особенностями одного из ключевых для страны субъектов Федерации. Договор дает право органам власти республики Татарстан оказывать по согласованию с правительством России государственную помощь и поддержку соотечественникам, выдавать гражданам РФ, проживающим на территории Татарстана, общегражданский паспорт с вкладышем на татарском языке». Кроме того, «чрезвычайно важной нормой» договора Катренко считает правило, согласно которому кандидат на замещение поста высшего должностного лица республики Татарстан обязан владеть и русским, и татарским языками.

По мнению депутата Госдумы, лидера «Конгресса русских общин» Дмитрия Рогозина, повторным внесением в Госдуму договора с Татарстаном Кремль пытается «задобрить Минтимера Шаймиева перед парламентскими выборами». Рогозин считает, что Совет Федерации, отклонив первый вариант договора, нанес сильный удар по имиджу Шаймиева и серьезно осложнил его взаимоотношения с кремлевскими чиновниками. «Тогда решение верхней палаты стало неожиданностью для Администрации президента, - убежден депутат. – И вот, чтобы не ссориться с лидером Татарстана в канун ответственных выборов, решили ему все-таки подарить этот договор». Рогозин не сомневается, что со второй попытки документ пройдет через парламент, но теперь спикеру Совфеда Сергею Миронову будет очень сложно найти аргументы, чтобы объяснить, почему четыре месяца назад сенаторы были против договорных отношений с Татарстаном, а теперь – за. «Откровенно говоря, я не понимаю, зачем вообще нужен этот договор. Кремль ставит себе в заслугу предотвращение распада России и подавление сепаратизма. Но если территориальной целостности и суверенитету РФ ничего не угрожает – тогда не нужны договорные отношения с регионами. Убежден, это очень скользкий путь, который ведет к развалу страны. Подписание договора с Татарстаном - прелюдия к аналогичному соглашению с Чечней. А следующим логическим шагом будет внесение изменений в Конституцию, закрепляющих конфедеративное устройство России», - отметил Рогозин.

Член комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Владимир Рыжков не видит «ничего ужасного» в практике заключения договоров между федеральном центром и регионами. «Россия – многообразная страна, свои особенности есть у каждого региона. Федеральное законодательство не может предусматривать всех региональных особенностей и нюансов», - считает Рыжков. По его словам, в договоре с Татарстаном только три нормы прямого действия: возможность оказания государственной поддержки соотечественникам за рубежом органами власти республики, положение о выдаче паспортов с вкладышем на татарском языке с изображением герба республики и дополнительное требование к кандидатам на пост президента Татарстана - они должны владеть двумя языками (русским и татарским). «Все остальное, включая вопросы недропользования, должно оформляться отдельными федеральными законами», - подчеркнул Рыжков.

Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил, что новый вариант договора о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном «согласован со всеми участниками процесса» и никаких серьезных конституционных претензий к нему предъявить нельзя. «По сравнению с первоначальным вариантом, отклоненным Советом Федерации, текст документа практически не изменился, были лишь уточнены отдельные положения, - отметил вице-спикер. - Надеюсь, Совет Федерации одобрит документ, поскольку все разногласия преодолены». Морозов убежден, что в случае повторного отклонения договора сенаторами Госдума без труда преодолеет вето верхней палаты. «Первый раз они голосовали «против» без особых на то мотивов. Тогда было больше политики, чем претензий к содержанию договора», - считает вице-спикер.

История вопроса:

В 90-е годы при президенте Борисе Ельцине федеральный центр заключил договоры о разграничении полномочий с 47 субъектами РФ, однако после избрания Владимира Путина такая практика была прекращена. С декабря 2001 года по апрель 2002 года 28 соглашений с регионами были аннулированы. В 2003 году поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» прекратили действие всех ранее заключенных договоров. Новые теперь должны утверждаться федеральными законами.

4 ноября 2006 года президент России Владимир Путин и глава Татарстана Минтимер Шаймиев подписали договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и республикой. Основные его положения: 1) правительство России и кабинет министров Татарстана заключают соглашения о совместном решении вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики, и по затронутым проблемам вносят соответствующие законопроекты в Госдуму; 2) органам власти Татарстана предоставляется право «оказывать государственную поддержку и содействие соотечественникам» и выдавать проживающим на территории республики гражданам паспорта с вкладышем на татарском языке и с изображением герба республики; 3) для претендентов на пост президента Татарстана водится дополнительное требование: они должны владеть двумя государственными языками республики - русским и татарским.

6 ноября 2006 года президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму закон «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан».

9 февраля 2007 года Госдума одобрила договор: 306 депутатов проголосовали «за», 110 – «против», воздержался один. Против ратификации документа как «противоречащего Конституции» и создающего «нездоровую конкуренцию между субъектами РФ» выступили все фракции Думы, кроме «Единой России».

21 февраля Совет Федерации отказался утвердить договор с Татарстаном. При необходимых 90 голосах документ поддержали лишь 13 сенаторов, 93 были против, 15 - воздержались. Спикер верхней палаты Сергей Мирнов заявил, что документ противоречит Конституции, закрепляющей федеративное устройство России, и угрожает целостности страны.

Игорь Джохадзе