Posted 9 ноября 2007,, 15:01

Published 9 ноября 2007,, 15:01

Modified 2 апреля, 00:13

Updated 2 апреля, 00:13

Овчаренко: Без Маганова и Глушко «Укртатнафта» стала работать с прибылью

9 ноября 2007, 15:01

КИЕВ, 9 ноября. ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ, Украина) в октябре 2007 года получило 6,7 млн гривен ($1,3 млн). Об этом сообщил на пресс-конференции в четверг председатель правления компании Павел Овчаренко.

«В октябре была прервана цепь убыточных для «Укртатнафты» месяцев работы», - заявил Овчаренко. Он отметил, что положительный финансовый результат был достигнут фактически за последнюю декаду октября, несмотря на значительное снижение объемов переработки нефти.

По словам Овчаренко, достижение положительных финансовых показателей стало возможным в том числе благодаря переходу на прямые контракты с компаниями - владельцами сетей АЗС и крупными промышленными предприятиями.

В ноябре «Укртатнафта» рассчитывает получить до 90 млн гривен чистой прибыли, заявил Овчаренко.

Напомним, что с 19 октября 2007 года Павел Овчаренко,возглавлявший «Укртатнафту» в 2003-2004 годы, вступил в должность председателя правления компании по решению Верховного суда Украины.

В свою очередь, отстраненный Сергей Глушко заявил о силовом захвате предприятия, а компания «Татнефть», российский акционер «Укртатнафты» и основной поставщик сырья на Кременчугский НПЗ, заблокировала поставки сырья на предприятие.

По словам Овчаренко, в период управления Кременчугским НПЗ Сергеем Глушко закупка нефти для «Укртатнафты» осуществлялась по завышенной цене через посреднические фирмы, подконтрольные первому вице-президенту компании «Татнефть» Наилю Маганову. В свою очередь, эти контролируемые Магановым фирмы-посредники закупали сырую нефть у «Татнефти» по цене, которая была намного ниже себестоимости добычи, утверждает Овчаренко.

В результате, компания «Татнефть» только за пять месяцев 2007 года потеряла около $240 млн и дивиденды от деятельности «Укртатнафты», которые в 2006 году должны были составить $5 млн, подчеркнул Овчаренко.

Весь сбыт ЗАО «Укртатнафта» также контролировался представляющими интерес Маганова компаниями, в том числе «Новойл» и «Укртатнафта-Центр», которые покупали продукцию предприятия по цене, на $25-30 ниже рыночной.

Кроме того, по его словам, Маганов и Глушко целенаправленно накапливали долги перед фирмами-посредниками с тем, чтобы впоследствии провести в их пользу допэмиссию акций ЗАО «Укртатнафта», размыв тем самым долю Украины и Татарстана.

На сегодняшний день долг перед посредническими фирмами - поставщиками нефти на Кременчугский НПЗ составляет около $500 млн.

Документы, подтверждающие грубые нарушения прежнего руководства предприятия, переданы в ФСБ, украинские следственные органы, и президенту Татарстана, заявил журналистам Овчаренко. Он обвиняет смещенного председателя правления «Укртатнафты» Сергея Глушко и первого вице-президента компании «Татнефть» (российский акционер «Укртатнафты») Наиля Маганова в хищении 18% акций ЗАО «Укртатнафта», выводе центров формирования прибыли при поставках сырья и продаже продуктов нефтепереработки на подконтрольные Маганову и Глушко посреднические структуры, и преднамеренном доведении ими ЗАО «Укртатнафта» до банкротства.

Депутаты Госдумы РФ, в свою очередь, считают, что Маганов и Глушко втягивают Россию в политический конфликт с Украиной, преследуя свои личные цели. «Политизировать любой хозяйственный конфликт опасно, но вдвойне опаснее – когда это происходит там, где имеют место межгосударственные отношения», - заявил журналистам член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, комментируя ситуацию вокруг «Укртатнафты».

«Очень похоже, что бывшее руководство «Укртатнафты» и отдельные благоволящие ему менеджеры «Татнефти» просто спекулируют на сложностях российско-украинских отношений в своих личных интересах, - считает Гудков. - Нужно посмотреть на ситуацию трезво. На основании судебного решения был восстановлен в своей должности председатель правления компании. Он, как я понимаю, пришел, посмотрел, как работает предприятие, и ужаснулся – завод, обеспечивающий полстраны моторным топливом, оказывается, находится в шаге от банкротства, а схема поставок сырья и отгрузки продукции абсолютно
непрозрачна».

Зампред комитета Госдумы РФ по науке Олег Денисов считает, что ситуация вокруг «Укртатнафты» «должна стать предметом изучения правоохранительных органов России и Украины».

Новое руководство компании утверждает, что 2007 году не было заключено ни одного прямого договора на поставку татарской нефти, напоминает он. Поставка нефти из Татарстана на Кременчугский НПЗ и продажа продуктов нефтепереработки осуществлялись через подконтрольные Маганову посреднические фирмы. В результате «Укртатнафта» находится на грани банкротства – ее долги перед посредническими фирмами составляют сотни миллионов долларов.

Кроме того, новое руководство компании говорит о том, в 1999 году Глушко и Маганов реализовали вексельную схему по выводу 18,3% акций «Укртатнафты» в собственность двух оффшорных компаний: Seagroup International и Amruz Trading, контролируемых Нурисламом Сюбаевым, помощником и доверенным лицом Маганова. По словам Денисова, все эти обвинения «достаточно серьезные, чтобы их игнорировать».