Posted 19 декабря 2007,, 15:50

Published 19 декабря 2007,, 15:50

Modified 1 апреля, 23:47

Updated 1 апреля, 23:47

Россия проиграла водочное будущее

19 декабря 2007, 15:50
Министры сельского хозяйства и рыболовства Евросоюза наконец договорились, что можно считать водкой. Результат: в свете нового европейского толкования термина “водка” Россия теряет то, чем пока не владеет, - существенную долю европейского рынка крепких алкогольных напитков.

В понедельник на встрече под председательством комиссара ЕС по сельскому хозяйству Марианн Фишер-Бёльни министры сельского хозяйства и рыболовства Евросоюза договорились, что можно считать водкой. В свете нового европейского толкования термина “водка” Россия теряет то, чем пока не владеет - существенную долю европейского рынка крепких алкогольных напитков.

Пред законом виновен, а пред Богом я чист

В итоге встречи министров перечень сырья для изготовления водки оказался существенно расширен. По согласованному решению отныне в Евросоюзе водкой можно называть любой напиток крепостью не менее 37,5 градуса, изготовленный традиционным способом из спирта любого происхождения и разбавленный водой.

Правда, в том случае, если «водка» произведена не из зерновых культур, на торговой этикетке должны размещаться термин «смешанная водка» и пояснение, на основе какого сырья продукт изготовлен: яблок, винограда, сахарного тростника и т.д.

Таким образом положен итог многолетнему спору. На окончательное решение повлияла близкая к кризисной ситуация на винном рынке стран Южной Европы. При этом новое законодательство вступит в силу сразу после того, как будет опубликовано в официальном журнале ЕС.

«Министры сельского хозяйства ЕС успешно покусились на святое для миллионов ценителей этого напитка, - уточняет гендиректор аналитического Центра «СовЭкон» Андрей Сизов. - Против этого решения выступали представители прибалтийских стран, Скандинавии и Польши, настаивающие на том, что спирт, используемый для производства водки, может быть получен только из зерна, картофеля и патоки, ссылаясь на пример виски и рома, где источники сырья для их выпуска строго определены. Однако они оказались в меньшинстве под напором других стран ЕС, жаждущих выйти на $12-миллиардный мировой рынок водки».

«Интересно, как бы к такой оригинальной идее отнеслись французы, если бы в ЕС разрешили называть коньяком любой спиртосодержащий продукт, приготовленный из спирта любого происхождения, при соответствующей маркировке и указании сырья, использованного для производства спирта», - иронизирует Сизов.

Опять по пятницам пойдут свидания

В интервью корреспонденту «Росбалт-Бизнес» гендиректор Центра «СовЭкон» отметил, что решение ЕС чревато для российского рынка крепких напитков усилением конкуренции со стороны европейских производителей, ориентирующихся на выпуск продукции в низкоценовом сегменте.

При этом в целом импорт крепких алкогольных напитков в Россию демонстрирует стабильный рост, кстати, на фоне определенного роста производства собственной легальной продукции. Так, по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), с января по октябрь этого года в Россию было поставлено 132 млн литров крепкого алкоголя (с кодом ТН ВЭД 2208) на общую сумму $839 млн. Это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Правда, внутри данного объема импорта отмечается тенденция переориентации потребительских предпочтений россиян в сторону премиальных импортных спиртных напитков: виски, коньяка, текилы и высококачественной водке. То есть, озвученная главой «СовЭкон» угроза носит, как минимум, отдаленный характер. И, в частности, старший менеджер «Группы Предприятий «ОСТ» (водки «Богородская» и «Стольная», коньяк «Шустовъ»), сообщил нам, что усиления «западного влияния» на российском рынке его компания не опасается.

Более того, похоже, российские легальные производители водок не станут вслед за европейцами расширять сырьевую линейку для производства водочных спиртов за счет некондиционных яблок и отходов производства виноградных вин. «Российские водочные производители не пойдут на это ни в коем случае, - уверен Сизов. - Иначе потеряют часть постоянных потребителей».

Крупнейший импортер продукции с кодом ТН ВЭД 2208 в Россию (по данным НАА 20,27%) компания Nemiroff также не ожидает на российском рынке усиления конкуренции со стороны «западных» водок. «Россияне прекрасно разбираются в том, какой должна быть настоящая водка, - сообщил корреспонденту “Росбалт-Бизнес” пресс-секретарь компании Nemiroff Тагир Имангулов. - И за последние годы ни одна водка с Запада не занимала на российском рынке сколь-нибудь существенной доли».

При этом Имангулов отметил, что его компания однозначно не настроена брать «европейский опыт» на вооружение. «Более того, - заявил представитель Nemiroff. - Мы и картофель не используем. Одно из наших рыночных преимуществ в том и состоит, что мы используем только зерновые спирты. Все прочее мы не приемлем стратегически».

То есть, на первый взгляд ситуация с решением министров ЕС выглядит, как имеющая для российской водочной промышленности весьма опосредствованное значение. Однако, только на первый взгляд.

Погибли юность и талант в твоих стенах

«Россия продолжает оставаться страной неиспользованных возможностей для экспорта крепкой алкогольной продукции (водки и ЛВИ) и спирта», - говорится в отчете «Структурные изменения алкогольного рынка России в январе-сентябре 2004-2007 гг.» Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА).

Среди причин этого называется много факторов, в том числе и «недостаток денежных средств у абсолютного большинства российских компаний для серьезного выхода на западные рынки и рынки ближнего зарубежья»; и «незаинтересованность государства в продвижении российского алкоголя на западные рынки (отсутствие государственных программ поддержки и продвижения российского алкоголя на мировой рынок)».

«На самом деле иностранцы, если не брать русскоязычную диаспору, сегодня не видят разницы между российской или не российской водкой, водкой из винограда и водкой из зерна…», - константируется в отчете.

Что же касается водок и горилок Nemiroff, то данная продукция сегодня уже поставляется в 55 стран, и вопрос с тем, из чего можно делать водку в Европе, для украинской компании стоит гораздо острее, чем для российских предприятий.

«Мы - Россия Белорусия и Украина - не смогли защитить наименование своего продукта, - константирует Имангулов. - В качестве консультантов руководство нашей компании участвовало в предварительных заседаниях Еврокомиссии, но единственное, на чем удалось настоять, на обязательной маркировке бутылки указанием, какие спирты использовались при изготовлении водки».

И только порой с языка срывались глухие проклятья

Имангулов отметил, что последние пять лет в мировом сегменте крепких напитков растет (на 2-4% в год) именно потребление водки. То есть, споры в ЕС шли не вокруг чистоты терминологии, а вокруг долей растущего рынка.

В свете этого сложившееся положение с экспортным «безразличием» российских водочников не хотелось бы считать вечным. И, вполне вероятно, у ведущих игроков российского водочного рынка в сейфах ждут своего часа планы мировых экспансий. Но теперь их осуществление станет значительно более затруднительным.

Игорь Чубаха