Posted 20 марта 2008,, 21:50

Published 20 марта 2008,, 21:50

Modified 1 апреля, 22:52

Updated 1 апреля, 22:52

День в истории: 21 марта родился Бах и умерла Уланова

20 марта 2008, 21:50

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 марта. В 1685 году 21 марта родился великий немецкий композитор, основоположник немецкой классической музыки Иоганн Себастьян Бах.

При жизни Бах славился как органист и клавесинист. Его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью. Детские годы Бах провел в Эйзенахе, в 1695–1702 годах учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 годах - органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 годах - органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 - придворный органист, камер-музыкант, с 1714 года - придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 - придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).

Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве. При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти.

21 марта 1998 года скончалась великая русская балерина Галина Уланова. Она родилась в Санкт-Петербурге 10 января 1910 года в семье танцовщиков Мариинского театра. В 9 лет была принята в Петроградское хореографическое училище. После выпускного спектакля 16 мая 1928 года Уланова была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (впоследствии Кировского, ныне – снова Мариинского).

В 1944 году Уланова начала выступать в московском Большом театре и неоднократно выезжала в составе его труппы за рубеж.

За свою карьеру Уланова исполнила главные партии в таких балетах традиционного репертуара, как Спящая красавица (музыка Чайковского, 1929), Лебединое озеро (музыка Чайковского, 1929), Раймонда (музыка А.К.Глазунова, 1931) и Жизель (музыка А.Адана, 1932). Ее высшими достижениями стали партии Марии в Бахчисарайском фонтане (1934) и Джульетты в поставленном Л.М.Лавровским балете С.С.Прокофьева Ромео и Джульетта (1940). Среди других партий, созданных Улановой, – Корали в Утраченных иллюзиях (музыка Б.В.Асафьева, хореография Р.В.Захарова, 1935), главная роль в Золушке (музыка С.С.Прокофьева, хореография Р.В.Захарова, 1945), Тао-Хоа в Красном маке (музыка Р.М.Глиэра, хореография Лавровского, 1949) и Катерина в Сказке о Каменном цветке (музыка Прокофьева, хореография Л.М.Лавровского, 1954). Танец Улановой запечатлен в кинолентах Ромео и Джульетта(1954) и Балет Большого театра (1956).

Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году.

Галина Уланова превратилась в такой же символ русского балета, как и ее великая предшественница Анна Павлова. Наряду с невероятной одухотворенностью танца в ряду "ключей" к ее тайне фигурирует скрупулезная выверенность каждого движения, раз и навсегда найденного и остававшегося неизменным на каждом спектакле. "Весь облик Улановой на сцене создает впечатление необычайной хрупкости, какой-то незащищенности, трогательной женственной слабости. Первое впечатление от нее - это тихая печаль, девичье покорное смирение. Но если вглядеться внимательнее, вас поразит другое. По мере развития спектакля вы постепенно начнете ощущать в этом хрупком и, казалось бы, таком беспомощном существе несгибаемую силу, героическое напряжение духа, - говорил о балерине режиссер и критик Борис Львов-Анохин.

Уланова исполнила главные партии в таких балетах традиционного репертуара, как «Спящая красавица» (1929), «Лебединое озеро» (1929), «Раймонда» (1931) и «Жизель» (1932). Ее высшими достижениями стали партии Марии в Бахчисарайском фонтане (1934) и Джульетты («Ромео и Джульетта», 1940). Среди других партий, созданных Улановой, – Корали в «Утраченных иллюзиях» (1935), Золушка (1945), Тао-Хоа в «Красном маке» (1949), Катерина в «Сказке о Каменном цветке» (1954).

21 марта отмечается всемирный День сна. Сегодня около 10% населения развитых стран страдают нарушениями сна. У каждого второго взрослого жителя Земли отмечается один или несколько симптомов расстройства сна. В России, по данным Минздрава, около 45% людей испытывают проблемы со сном. Недосыпание и бессонница ухудшают с остояне здоровья, снижают работоспособность, приводят к психическим расстройствам.

21 марта – день весеннего равноденствия и День Земли. В этот день в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке звонил колокол мира. День Земли как открытая инициатива для все хлюдей доброй воли был учрежден в 1971 году. Тогдашний генсек ООН У Тан подписал воззвание, посвященное этому событию. В нем говорилось: «Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля - планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни».