Posted 26 сентября 2008,, 09:59

Published 26 сентября 2008,, 09:59

Modified 1 апреля, 20:28

Updated 1 апреля, 20:28

NASA и Роскосмос - вне политики

26 сентября 2008, 09:59
Напряженность в отношениях Москвы и Вашингтона вряд ли скажется на программе по доставке американских астронавтов на МКС с помощью кораблей «Союз». Возможно, сотрудничество могло бы продолжиться и при полетах на Луну.

Напряженность в отношениях Москвы и Вашингтона вряд ли скажется на программе по доставке американских астронавтов на МКС с помощью кораблей «Союз». Возможно, сотрудничество могло бы продолжиться и при полетах на Луну.

В ближайшее время Сенат США должен пролонгировать действие поправки к «Закону о нераспространении вооружений в Иран, Северную Корею и Сирию», позволяющей Национальному управлению аэронавтики и космонавтики США (NASA) продолжить после 2011 года привлекать российские пилотируемые космические корабли «Союз» для доставки американских астронавтов на Международную космическую станцию (МКС).

Хотя в названии закона российские космические корабли не фигурируют, документ предполагает запрет для NASA осуществлять платежи Роскосмосу до тех пор, пока президент CША официально не подтвердит Конгрессу, что из России не происходит утечек ракетных технологий в Иран. Джордж Буш такого подтверждения не давал.

Однако после катастрофы корабля многоразового использования системы Space Shuttle Columbia в феврале 2003 года США временно остановили программу использования своих шаттлов, и доставку астронавтов на МКС стали обеспечивать российские «Союзы». В 2006 году обязательства России по предоставлению партнерам транспортных средств закончились, и за последующую доставку американских астронавтов Роскосмос пожелал получать «живые» деньги.

Тогда NASA потребовало у Конгресса внести поправку в закон о нераспространении вооружений, что и было сделано в октябре 2005 года. Поправка действует до 1 января 2012 года, и за это время американцы не раз пользовались услугами России даже после возобновления полетов шаттлами.

Так, 12 октября с космодрома Байконур стартует «Союз ТМА-13» с новым экипажем МКС в составе командира корабля «Союз» и бортинженера станции Юрия Лончакова, астронавта NASA Майкла Финка, который станет командиром МКС, и участника космического полета Ричарда Гэрриота. Причем в ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева» подчеркнули, что выступают против использования терминов «турист» или «пассажир» - именно «участник полета», хотя путешествие обойдется Гэрриоту примерно в $30 млн. Лончаков и Финк сменят экипаж предыдущей экспедиции Олега Кононенко и Сергея Волкова и пробудут на МКС 6 месяцев, а Гэрриот вернется на Землю вместе со старым экипажем через 9 суток.

Теперь NASA пришло время задуматься о том, нужны ли будут «Союзы» после 2011 года. Если нужны — заказы следует делать уже сейчас. Как пояснял глава строящей «Союзы» и «Прогрессы» корпорации «Энергия» Виталий Лопота, «цикл создания корабля - 2,5 года, поэтому корабли на 2011 год уже закладываются».

В NASA признают, что пока серьезной альтернативы «Союзам» нет. На минувшей неделе на слушаниях в Вашингтоне председатель сенатского подкомитета по персоналу вооруженных сил США и член сенатского комитета по разведке Билл Нельсон разъяснил, почему США заинтересованы в принятии поправки по «Союзам». «NASA создало для себя проблему, связанную с тем, что в 2010 году мы закроем программу шаттлов, но наша новая система - ракета Ares с капсулой Orion - не будет готова раньше 2015 или 2016 года», - заявил Нельсон. То есть, космической программе США грозит «разрыв в течение пяти или шести лет, когда единственным способом для нас добраться на космическую станцию, которую мы построили и оплатили, будет российский космический корабль «Союз».

Действительно, не далее как 9 сентября NASA объявило дату последнего полета шаттлов - 31 мая 2010 года. До этого времени NASA собирается провести 9 запусков шаттлов - 2 в 2008 году, 5 - в 2009-м, и три - в 2010-м. Как заявил в апреле этого года помощник директора NASA Уильям Герстенмайер, к октябрю 2010 года три оставшиеся в распоряжении NASA шаттла будут отправлены в утиль, чтобы высвободить средства для возвращения на Луну к 2020 году и экспедиции на Марс к 2030 году. По состоянию на июль этого года, у NASA осталось три действующих шаттла - Discovery, Atlantis и Endeavour. При этом, по некоторым оценкам, каждая старт-посадка обходится США более чем в $0,5 млрд.

Как сообщил еще весной начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, с NASA «уже начались переговоры по программе на 2011-2014 годы». Но потом Саакашвили приказал своим «Градам» открыть огонь по Цхинвалу, и сотрудничество оказалось под угрозой. Тем не менее, прагматический подход в российско-американских отношениях взял верх над политическими амбициями. По словам сенатора Нельсона, у США просто нет выбора - американским астронавтам нужно как-то добираться на космическую станцию и возвращаться с нее. «Наши взаимоотношения с Россией в космическом сотрудничестве заключаются в том, что мы взаимно зависим друг от друга», - признал, в свою очередь, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс. Так что пролонгирование Сенатом США "космической" поправки - вопрос решенный.

«Нас категорически не устраивает такая постановка вопроса, будто NASA зависит от наших «Союзов», - со своей стороны заявил корреспонденту «Росбалта» пресс-секретарь Федерального космического агентства Александр Воробъев. - Мы — партнеры».

Тем временем, в процессе доставки грузов на МКС, помимо России, будет участвовать Европейское космическое агентство (корабль «Жюль Верн») и Япония (здесь также ведутся работы по созданию собственного грузового космического корабля). Пока сотрудничеству с Россией эти планы ничем не угрожают. Однако контракт с NASA по «Союзам» до 2012 года эксперты оценивали в сумму немногим менее $1 млрд, а после пролонгирования сумма значительно увеличится. В этом случае NASA может задуматься о смене партнеров, и тогда Россия потеряет один из «прагматических» аргументов в будущих политических спорах.

В связи с этим становится актуальным вопрос с «лунной» программой NASA, в которой Россия могла бы оказаться стать партнером США. Конечно, американцы вряд ли добровольно доверят русским доставить своих астронавтов на спутник Земли. Но обслуживание МКС тоже планировалось преимущественно шаттлами, а получилось то, что получилось.

Кстати, изначально «Союз» и разрабатывался для полетов к Луне. И, как сообщил на Международном аэрокосмическом конгрессе в 2006 году президент, генеральный конструктор «Энергии» Николай Севастьянов, его корпорация разрабатывает лунный вариант модернизированного пилотируемого космического корабля «Союз». «Основное отличие лунного варианта от орбитального - в усилении теплозащиты спускаемого аппарата. Ее масса вырастет на 300 кг для того, чтобы можно было совершать посадку на Землю при входе в ее атмосферу по трассе возвращения от Луны со второй космической скоростью», - уточнил тогда глава РКК. - После модернизации «Союз» сможет находиться в составе МКС до 360 суток вместо нынешних полугода. Ввод его в эксплуатацию намечен на 2010 год».

Однако, по данным «Росбалта», данные разработки если и продолжаются, то без привлеченного финансирования со стороны «Роскосмоса».

Игорь Чубаха