Posted 11 октября 2008,, 20:49

Published 11 октября 2008,, 20:49

Modified 1 апреля, 20:17

Updated 1 апреля, 20:17

"Экстремистам вход воспрещен"

11 октября 2008, 20:49
Правительство сербской части Боснии и Герцеговины объявило вне закона бывших боевиков террористических организаций. Местное население инициативу поддержало и всячески способствует выявлению "чужаков".

Правительство сербской части Боснии и Герцеговины объявило вне закона бывших боевиков террористических организаций Армия освобождения Косово и «Мусульманское сопротивление», на совести которых – жизни десятков тысяч мирных граждан Балкан. Под девизом «не дадим превратить БиГ в свалку террористов» Баня-Лука начала операцию по выявлению и выдворению со своей территории лиц, так или иначе связанных с исламистскими группировками. Местное население инициативу поддержало.

Объявление на двери маленького уютного кафе в сербском городке Пале красноречиво гласит: «Экстремистам вход воспрещен». В самом помещении наиболее любопытным посетителям охотно демонстрируют список потенциальных «персон нон-грата». Главным образом, это – косовские албанцы, принимавшие участие в боевых действиях против армии Союзной Республики Югославия в 1998-1999 годах, азатем осевшие в Боснии и Герцеговине.

Владелец заведения, отставной майор армии Республики Сербской Велимир Маринович наличие «черных списков» объясняет предельно просто. «Бывших террористов не бывает, – говорит он. - Бежавшие от военного суда рядовые UCK (Армия освобождения Косово) больше ничего не умеют делать, кроме как грабить, убивать и совершать провокации. Я - не криминалист и не полицейский, но точно знаю, что разбойные нападения на православных славян БиГ совершают именно они. Хочу обезопасить себя, персонал и завсегдатаев от всяческих инцидентов».

Говоря об «инцидентах», Маринович имеет в виду опыт своих коллег, чьи кафе, ресторанчики и закусочные пострадали либо от взрывов гранат, либо от умышленных поджогов, либо, наконец, от вооруженных ограблений, совершенных по одному принципу - этническому.

Согласно данным правоохранительных органов Баня-Луки, только за последние два года в славянской части федеративного государства Босния и Герцеговина атаке экстремистов подверглись более 100 объектов, включая как сербские закусочные, так и хорватские культурные центры. В итоге были убиты более 70 человек, еще около 200 получили ранения различной степени тяжести.

Почерк у исполнителей большинства преступлений один: нападавшие оставляли на месте происшествия записку, в которой указывалось, что некая «Исламская организация Европы» будет и в дальнейшем «уничтожать неверных, если они станут на пути создания Албанско-Боснийского Халифата».

Международной полиции, которая в настоящее время контролирует работу кантональных спецслужб Боснии и Герцеговины, не составило большого труда выяснить, что Исламская организация Европы и уж тем более "Албанско-Боснийский халифат" - ничто иное, как развитая система коллаборационизма экстремистов UCK и эмиссаров «Аль-Каиды». Сербы и хорваты, пытающиеся примириться после кровопролитной войны «лихих девяностых», пресловутым экстремистам явно мешают.

В связи с этим премьер-министр Республики Сербской Милорад Додик обратился к своим согражданам с призывом стать «ядром противодействия любым проявлениям экстремизма». «Если это будет необходимо, мы возобновим деятельность народных дружин, создадим пункты охраны общественного порядка и объявим решительную войну как албанским боевикам, так и исламским диверсантам, - сказал он. - Я уверен, что рядовые боснийцы, не замешанные в крови и политической грязи, поддержат это начинание». Следует особо отметить, что авторитет Додика, чья партия накануне победила на региональных выборах, в РС неоспорим.

Уже на третий день после обращения премьера жители сербской Боснии стали проявлять чудеса наблюдательности. Так, благодаря бдительности двух пенсионеров, распивавших спиртные напитки в летней рюмочной города Горажде, международный спецназ задержал пятерых торговцев оружием, трое из которых впоследствии оказались боевиками «Мусульманского сопротивления». На вопрос, что же именно насторожило пенсионеров в поведении «чужаков», престарелые мужчины ответили: «Эти парни с большими сумками пытались пить ракию из горлышка бутылки и шептались между собой. Нормальный человек не будет ничего скрывать от окружающих и уж, по меньшей мере, не скатится до банального пьянства».

Согласно официальной информации, сегодня на севере Боснии и в южной части Герцеговины активно работают тысячи «дружинников», главная задача которых – определять потенциальных «чужаков» и выдавать их стражам порядка.

«Вполне возможно, подобные меры могут показаться драконовскими, - говорит эксперт Наблюдательной комиссии при Европейской администрации БиГ Лоран Фьерге. - Но, учитывая балканский менталитет, местное население может оказать посильную помощь в выявлении бывших боевиков, избегающих суда».

Фьерге недалек от истины: неделю назад в окрестностях столицы БиГ Сараево был арестован бывший главнокомандующий армии боснийских мусульман Насер Орич, которого МТБЮ в свое время признал невиновным в массовых убийствах сербов и хорватов. Выдали террориста посетители элитного сараевского клуба. На камеру мобильного телефона они зафиксировали процесс передачи крупной суммы денег лицам, косвенно связанным с боснийским отделением «Аль-Каиды». В итоге Орич сотоварищи оказался в камере предварительного заключения.

«Мы не ставим своей целью создать общество доносчиков. Мы ищем патриотов, которые могут предотвратить возможные политические эксцессы. И Запад нас поддержит», - убежден Милорад Додик.

Боснийский лозунг «Экстремистам вход воспрещен» на первый взгляд кажется простой банальностью. Никто, включая владельцев кафе, не верит, что потенциальный клиент станет беседовать со швейцаром о своей биографии и тем более предъявлять охраннику рекомендательные письма. Важно другое: у искусственно созданной федерации Босния и Герцеговина появился общий враг – террористы всех мастей. И в настоящее время ничто так не может сплотить одно из самых бедных государств Балканского полуострова, ранее считавшегося «пороховой бочкой Европы».

Захарий Копыстецкий