Posted 17 апреля 2009,, 13:49

Published 17 апреля 2009,, 13:49

Modified 1 апреля, 18:13

Updated 1 апреля, 18:13

Чечня: поминки по терроризму

17 апреля 2009, 13:49
Отмена режима контртеррористической операции в Чечне по-разному встречена наблюдателями за пределами республики. Одни видят в этом окончательный переход к миру, а кто-то считает, что торопиться было не нужно.

Отмена режима контртеррористической операции (КТО) в Чеченской Республике произошла под аккомпанемент артиллерийской канонады в Шатойском районе. У селения Дай произошло боестолкновение военнослужащих внутренних войск МВД РФ с бандгруппой. По месту обнаружения боевиков наносились артиллерийские удары, однако, как сообщили источники в правоохранительных органах, «из-за труднодоступной местности боевикам удалось скрыться».

Руководство республики предсказывало окончание режима КТО еще к 1 апреля. Но то ли в Москве решили не приурочивать конец чеченской кампании ко дню смеха, то ли повлияло покушение на Сулима Ямадаева, но контртеррористический режим просуществовал еще почти две с половиной недели.

Наступление новой эпохи в Чечне по-разному встречено наблюдателями за пределами республики. Одни видят в издании приказа о прекращении КТО окончательный переход к миру, а кто-то считает, что нужно было не торопиться.

«Если сравнить ситуацию в ЧР с соседними регионами, то в Чечне более спокойная и стабильная обстановка, чем в Дагестане и Ингушетии, – отметил в интервью «Росбалту» ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов. – Может быть, даже еще раньше надо было прекращать режим КТО в Чечне».

Директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Виктор Черноус считает отмену режима КТО «фиксацией положения, которое уже реально сложилось в республике».

«Нет смысла в проведении в Чечне крупных контртеррористических операций, – разъясняет Виктор Черноус. – Локальные операции там идут, так как необходимо обезвреживать бандгруппы, которые постоянно воспроизводятся. Но это уже не столь активные действия».

Отмена режима КТО, по мысли Виктора Черноуса, создает более благоприятный фон для развития республики.

Гораздо менее оптимистично настроен заместитель директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Игорь Добаев. «Решение об отмене контртеррористической операции определено политическими аспектами. Реально ситуация в республике сложная и крайне непредсказуемая. Акты вооруженных столкновений в настоящее время зачастую квалифицируются как уголовные преступления, – отмечает Добаев. – Отмена КТО – политическая акция Москвы, чтобы показать изменения. У нас работать не любят, а любят отчитываться. Это просто отчет – якобы что-то сделали».

Профессор ЮФУ считает, что справлять поминки по терроризму в Чечне еще рано. «Если исходить из цифр, в регионе отмечаются позитивные изменения, однако о решении вопроса говорить пока не приходится», – подчеркивает Игорь Добаев.

По-разному собеседники «Росбалта» оценили и характер республиканской власти в Грозном. Игорь Добаев считает, что «существует множество вопросов внутриполитического состояния, в том числе и по режиму в современной Чеченской Республике». Александр Крылов, со своей стороны, отмечает, что руководство ЧР эффективно контролирует положение в регионе. Доктор исторических наук полагает, что чеченскую власть нужно принимать такой, какая она есть. «Методы Рамзана Кадырова могут не нравиться, но они абсолютно адекватны чеченскому обществу, – уточняет Александр Крылов. – А разве можно по-другому управлять Чечней?»

Окончание КТО означает, что теперь в Грозном заработает таможенная служба, а аэропорт получит статус международного. Гендиректор ФГУП «Вайнахавиа» Султан Сатуев сообщил СМИ, что в аэровокзале «создаются рабочие условия» для пограничников и таможенников.

Открытие таможни в Грозном и воздушного пространства для международных авиарейсов также может с опаской восприниматься за пределами Чечни. Однако Александр Крылов полагает, что времена, когда международные связи Чечни приводили к ее попаданию в сферу влияния стран Персидского залива, остались в прошлом. «Республиканские власти достаточно определенно проявили себя в борьбе с ваххабизмом и экстремизмом», – напоминает ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Виктор Черноус тоже уверен в неопасности международных контактов Чечни. И увязывает эту уверенность он именно с жесткостью системы власти в Чечне: «Снятие спецограничений с республики вполне оправданно».

Александр Крылов считает, что финансовая подпитка деструктивных сил, если и будет происходить, то явно «не самолетами». Виктор Черноус также отмечает, что иностранцы и без международных авиарейсов получали доступ в Чечню. «Но власти в ЧР способны осуществлять контроль над ситуацией», – заявляет Виктор Черноус.

Еще один аспект окончания КТО – это вопрос пребывания на территории Чечни федеральных войск. Формальное окончание масштабных контртеррористических операций означает вывод с территории республики почти 20 тысяч военнослужащих внутренних войск МВД РФ. В Чеченской Республике останутся те воинские части, что расквартированы там на постоянной основе.

«Наша республика – приграничный регион России, и присутствие здесь российских войск необходимо. Не потому, что у нас еще существует опасность бандитизма и терроризма, а на случай внешней угрозы. Мы должны охранять Кавказ в частности, а значит, и Россию в целом, – высказался по этому вопросу президент ЧР Рамзан Кадыров. – Вспомните хотя бы Южную Осетию. А с внутренними проблемами у нас прекрасно справляются республиканские правоохранительные органы».

Александр Крылов полагает, что хотя формальное положение федеральных войск в Чечне теперь не отличается от присутствия в других регионах России, но «нужно учитывать специфику Кавказа». Служба российских солдат на Кавказе не похожа на службу где-нибудь в Тверской области. Это, прежде всего, касается получения солдатами увольнительных и т.п.

Впрочем, Виктор Черноус отмечает, что военные городки в Чечне и так находились в изоляции. Само собой, теперь порядок будут поддерживать региональные силовые структуры. Однако они не должны строиться по национальному признаку, как это происходит сейчас. Чечня – не мононациональное образование, и силовые структуры должны формироваться по тем же правилам, что и в других регионах.

«Концентрация силы в одних руках, да еще и окрашенная в один национальный окрас, была неизбежна в определенных условиях, – уточняет Виктор Черноус. – Но сохранение такого положения и дальше нельзя считать положительным фактором».

Тем временем стало известно о разногласиях между правительством Чечни и руководством 46-й бригады ВВ МВД РФ. Камнем преткновения стал полигон бригады, расположенный в районе грозненского аэропорта. Глава кабинета министров ЧР Одес Байсултанов сообщил, что полигон будет перенесен на расстояние 5 км от аэродрома. Причина – требование норм безопасности. Полигон занимал 340 гектаров площади, и вместо них военные запросили 470 новых га. «Но мы считаем нецелесообразным выделять им такую большую территорию, так как аэропорт необходимо расширять», – ответил глава чеченского кабмина. Для переноса военного объекта чеченские власти намерены выделить 20 гектаров. «Руководству 46-й бригады рекомендовано после выделения участка в кратчайшие сроки перенести полигон на новое место дислокации», - сказал Одес Байсултанов.

КТО закончилась, специфика Кавказа осталась.

Дмитрий Ремизов