Posted 22 июля 2009,, 15:03

Published 22 июля 2009,, 15:03

Modified 1 апреля, 17:17

Updated 1 апреля, 17:17

В Александринке дают «Царицу»

22 июля 2009, 15:03

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 июля. Премьера оперы Давида Тухманова «Царица» начинается в этим минуты в Российском государственном академическом театре драмы им. А.С. Пушкина (Александринский театр. Накануне состоялся пресс-показ спектакля, передает корреспондент «Росбалта».

Авторы проекта поставили перед собой задачу пробудить у молодежи интерес к российской истории. Вот изучать историю по либретто «Царица» - вопрос спорный. Смущает, что написано оно в жанре «мемуаров гейши» (похоже, изложенное исключительно по дневникам императрицы, писавшимся «для истории»). Такой ограниченный подход к изложению российской истории даже в рамках театрального либретто более характерен для иностранцев, ставящих фильмы о России.

И как-то не очень понятно, почему продержавшись практически весь спектакль на высокой оперной ноте, заключительные сцены (сюжеты, связанные с внучкой императрицы и расслабившимся Зубовым) преподносятся в жанре оперетты. Хотя музыка, казалось бы, к этому не располагает.
Но, может быть, все это – не столь важно. Можно простить московскому режиссеру незнание того, что, по крайней мере, город на Неве получил мощный передовой градостроительный импульс изначально, благодаря хоризме Петра I. И не спорить о нравственности, движущих мотивах «талантливых» любовников. Возможно, вольность исторической интерпретации кто-то даже не заметит, а сцену, где Орлов сообщает Екатерине: прости, мы не уберегли императора, воспримет вполне серьезно. Все мы читает Книгу жизни по-своему. Опера достаточно условный жанр.

В конце концов, есть музыка Грига к опере «Пер Гюнт», а есть - либретто, составленное на основе поэмы Ибсена. Не смотря на то, что они трудно эмоционально сопоставимы, опера стала классикой.

Авторы либретто — Юрий Ряшенцев и Галина Полиди. Режиссер-постановщик — народный артист России, профессор Дмитрий Бертман. В постановке заняты солисты, хор и оркестр Московского музыкального театра «Геликон-Опера».

После двух премьер в Петербурге, опера «переедет» в Москву. Там, возможно, исполнительский состав изменится, появятся известные эстрадные имена.