Posted 14 августа 2009,, 13:50

Published 14 августа 2009,, 13:50

Modified 1 апреля, 17:01

Updated 1 апреля, 17:01

Время генералов и веселых молочников

14 августа 2009, 13:50
Уже в начале осени в силовом блоке могут произойти громкие отставки и назначения. В этот же период ожидается окончание информационной войны вокруг молочной промышленности, причем проигравшими окажутся президент Дмитрий Медведев и российские потребители.

Россия в августе, наконец, вступила в краткую отпускную пору, которая закончится уже в сентябре с началом нового политико-экономического сезона. Как ожидается, именно в сентябре могут произойти масштабные перестановки в российских силовых ведомствах. Предположительно, свои посты оставят нынешние руководители Госнаркоконтроля, МВД, полпредства президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО), а также, возможно, министерства юстиции и Следственного комитета при прокуратуре (СКП). В сентябре же в активную фазу перейдет война за российский молочный рынок, участники которой могут добиться пересмотра техрегламента на молоко, принятого под давлением лично президента Дмитрия Медведева.

Силовиков поменяют местами

В кулуарах правоохранительных органов вновь заговорили о грядущих кадровых изменениях в силовом блоке. Якобы уже осенью они могут произойти в руководящем составе МВД и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

В милицейском ведомстве в последние недели активно обсуждают возможный уход Аркадия Еделева - замминистра, курирующего Северный Кавказ. Источники «Росбалта» в МВД сообщили, что ему предложено занять пост полномочного представителя президента РФ в ЮФО. В окружении Еделева вначале такую информацию называли «не более чем слухами», однако несколько дней назад агентству подтвердили, что такая перестановка может состояться уже в ближайшее время.

Сразу же встал вопрос, что будет с нынешним полпредом в ЮФО, бывшим генеральным прокурором и главой Минюста Владимиром Устиновым. Сначала появились сведения, что он вообще может уйти на пенсию из-за проблем со здоровьем. Однако эту информацию опроверг сам Устинов, отметив, что чувствует себя хорошо. «Если Устинов и оставит свой пост, то он точно не уйдет на пенсию, – сообщил «Росбалту» источник из окружения полпреда. – Такими кадрами не разбрасываются. Вероятно, ему будет предложен новый пост. Однако раньше сентября кадровых изменений ждать не стоит».

В свою очередь сотрудники аппарата главы ФСКН Виктора Иванова говорят о том, что им уже пора «собирать вещи». Якобы их шефу предложено осенью возглавить МВД РФ, соответственно, в министерство перейдут и ряд сотрудников из аппарата ФСКН. Освободившееся место главного борца с наркотиками может занять Олег Сафонов – бывший полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, недавно назначенный замдиректора ФСКН.

В самом МВД такой поворот событий тоже не исключают. Однако в таком случае остается неясным, куда перейдет нынешний министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Раньше его активно прочили на пост президента Татарстана, но в последнее время такая информация появляется все реже. Не исключено, что Нургалиеву будет предложена какая-то руководящая должность в федеральных структурах власти.

По-прежнему в кулуарах силовиков не утихают разговоры о возможном переходе главы СКП Александра Бастрыкина в Минюст или другое ведомство, а также о скорой отставке генпрокурора Юрия Чайки. Насколько правдоподобна эта информация, станет ясно осенью. По мнению источников «Росбалта», раньше сентября никаких значительных кадровых перестановок в силовом блоке ждать не стоит.

В молоке не видно порошка

Многие российские производители и переработчики молока жалуются, что в условиях экономического кризиса терпят немалые убытки, что может создать угрозу «пищевой» безопасности России. Якобы уже в сентябре отечественное молоко может исчезнуть с полок магазинов. Вероятно, именно поэтому Россельхознадзор стал «зачищать» российский молочный рынок от продукции зарубежных производителей, а точнее белорусов и литовцев, способных по соотношению цена-качество конкурировать с россиянами.

Однако этим меры по поддержке молочного бизнеса в России не исчерпываются. Так, Минсельхоз занимается разработкой законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Уже в сентябре, возможно, Госдума приступит к рассмотрению этого законопроекта, в котором, как говорится в сообщении Минсельхоза, «уточняются понятия: «молочный напиток», «айран», «зерненый творог», мороженое «пломбир», а также требования к маркировке продуктов переработки молока».

Как ни странно, но отечественные СМИ рассматривают эти процессы в отрыве один от другого. «Молочные войны» против Белоруссии и Литвы якобы имеют политическую природу. Белорусского президента Александра Лукашенко наказали за несговорчивость, а литовских производителей ударили в пиковый момент кризиса чуть ли не за пресловутый «пересмотр итогов Второй мировой войны».

Между тем, как заявлял ранее «Росбалту» глава близкого к администрации Александра Лукашенко белорусского аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко, по его информации, «определенные российские компании просто рассчитывают получить контроль над белорусской молочной промышленностью, по крайней мере, над частью предприятий». Эксперт уверен, что никакие расхождения в техрегламентах не могли служить причиной запрета на ввоз белорусской продукции. Литовские эксперты также отмечают, что удар по их молочной промышленности нанесен ровно в тот момент, когда найти другие рынки сбыта просто невозможно, и в ближайшем будущем можно ожидать банкротств многих предприятий.

Белоруссия и Литва явно оказались заложниками внутрироссийской борьбы за молочный рынок. И уже сделали выводы из того, что определенные бизнес-круги в России в состоянии для защиты своих экономических интересов добиться от властей страны практически любых экономических мер.

Между тем, только экономическими войнами с сопредельными странами активность молочного бизнеса не ограничивается. В СМИ ведется массированная кампания по созданию атмосферы паники на молочном рынке. Такие уважаемые издания как «Новые Известия» и «Ведомости» в один голосов практически дословно повторяют тезис о том, что отечественные предприниматели начали «забой скота» и поголовье уже сократилось на 200 тыс. голов. Причина якобы в том, что некуда девать сырое молоко, цены на него катастрофически падают, а значит - нет денег на корма. И вызвано это вступившим в силу в текущем году техрегламентом на молоко и молочные продукты, принятия которого добивался лично президент Дмитрий Медведев. Этот документ предусматривает, что продукт, при изготовлении которого использовалось сухое молоко, собственно молоком называться не может и должен именоваться «молочный напиток».

Теперь, утверждают переработчики и некоторые производители, излишки сырого молока, которые раньше отправлялись на сушильные заводы, девать просто некуда, они попадают на рынок и обваливают цены. Почему же нельзя сушить и экспортировать молоко, раз его так много, остается тайной.

Не говоря уже о том, что данные, которые приводят «молочные» лоббисты, в принципе, не вполне соответствуют действительности. Во-первых, далеко не все российские производители выполняют требования нового техрегламента и поставляют на рынок настоящее молоко. В частности, как установил Федеральный центр оздоровительного питания, 80% питьевого молока на розничном рынке Сибири, по сути, является молочным напитком. При этом выявленные нарушения техрегламента на молоко ненаказуемы со стороны Роспотребнадзора: формально продукт безопасен, хотя его пищевая ценность невелика, но это все же не позволяет запретить его употреблять.

В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая возбудила расследование в отношении ряда молокопереработчиков из-за того, что они намеренно занижают закупочные цены на свою продукцию, указывает: «На формирование закупочных цен на сырое молоко оказывают влияние следующие факторы: качество поставляемого молока, объем поставок, способ доставки, а также фактор сезонности производства молока. Ежегодно с марта по август объемы поступающего на переработку молока значительно превышают объемы поступления в осенне-зимний период. Таким образом, в весенне-летний период происходит изменение соотношения спроса молока в сторону увеличения предложения и, как следствие, - снижение закупочных цен на сырое молоко».

Не удивительно, что некоторые начинают сомневаться в том, что ситуация в отрасли столь уж критическая. В частности, председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию заксобрания Приморского края Сергей Сидоренко считает, что «поднимают шум переработчики, которые из-за введения техрегламента на молочную продукцию стали нести убытки». Он, напротив, рекомендует «тем, у кого есть свободные средства, вкладывать в корову», приводя в пример свое хозяйство, которое только с принятием техрегламента перестало быть убыточным.

Причем к информационной кампании, ставящей свое целью, как говорят источники «Росбалта», близкие к Минсельхозу, пересмотр «медведевского» техрегламента на молоко, подключился спикер Госдумы Борис Грызлов. Он, в частности, призвал изменить "правила игры" на молочном рынке, определив некую долгосрочную «формулу цены». Это явственно свидетельствует о том, что почва для новых законодательных инициатив по регулированию молочного рынка уже подготовлена.

Как свидетельствует источник «Росбалта», уже осенью эта информвойна, по замыслу ее организаторов, должна завершиться победой над «медведевским» техрегламентом по молоку, который будет пересмотрен так, чтобы производители смогли добавлять в цельное молоко сухой порошок, не называя свой продукт при этом «молочным напитком». По слухам, Минсельхоз внесет в Госдуму поправки, позволяющие добавлять сухое молоко. Возможно, также будут введены отдельные нормативы на зимний период, когда цельного молока не хватает.

Иван Преображенский, Александр Шварев