Posted 19 июня 2010,, 04:40

Published 19 июня 2010,, 04:40

Modified 1 апреля, 13:26

Updated 1 апреля, 13:26

В Эрмитаж из Парижа приехал Пикассо

19 июня 2010, 04:40
В Эрмитаже открылась масштабная выставка «Пикассо. Из собрания Национального музея Пикассо. Париж». Она организована под патронатом президентов Дмитрия Медведева и Николя Саркази и представлена общественности накануне их встречи в Петербурге.

В Государственном Эрмитаже под патронатом президентов Дмитрия Медведева и Николя Саркази накануне их петербургской встречи открылась масштабная выставка «Пикассо. Из собрания Национального музея Пикассо. Париж». В парадных залах Эрмитажа выставлены около 250 произведений великого художника. Центральным культурным событием «Года России во Франции и Года Франции в России» назвал эту выставку директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Те, кому уже посчастливилось посмотреть выставку, назвали ее «обреченной на толпы». Поскольку это первая ретроспектива Пикассо в Петербурге после долгого перерыва - предыдущая выставка проходила в 1956 году, еще при жизни Пикассо и при его участии. То была настоящая сенсация, как сегодня бы сказали - «культурный шок». Мало кому верилось в то, что она состоится - такие были годы. Даже когда уже перед самым открытием случилась небольшая задержка, и не верящих становилось все больше, Илья Эренбург, который «пробил» выставку, вдохновил толпу, сказав знаменитое «Ждали столько лет, подождите еще полчаса…»

Ту выставку, еще ребенком, посмотрел и нынешний директор Эрмитажа. Сегодня он вспоминает: «В тот год я был школьником, увлеченным живописью и музеем, слушателем эрмитажных кружков, полагавшим, что кое-что понимаю в искусстве. На протяжении выставки мое восприятие мира перевернулось. Сначала я высокомерно ничего не понял. А потом осознал, что передо мной великое искусство и, главное, что оно вовсе не противостоит тому, что мы видим в традиционном Эрмитаже».

По словам Пиотровского, «переворот в сознании произошел тогда у многих. Знакомство сопровождалось восхищением и отторжением, удивлением и сомнением. Не менее замечательным, чем сама выставка, были толпы спорящих в залах и вне их. Мир ленинградской интеллигенции проснулся и никогда уже не был прежним».

В нынешней экспозиции есть раздел, специально подготовленный для России. В нем можно видеть удивительное переплетение фактов биографии и творческой деятельности Пикассо. В 1918 году художник женился на Ольге Хохловой - танцовщице из труппы «Русские балеты». Тот период жизни Пикассо показан на выставке 50-ю графическими работами и фотографиями из его личного архива. В их числе – портреты Ольги и их сына Поля, проекты для постановок балетов Сергея Дягилева, созданные в сотрудничестве с Игорем Стравинским, Гийомом Аполлинером, Жаном Кокто и другими авангардными композиторами и писателями. По мнению специалистов, в этюдах и макетах декораций, занавесов или костюмов эти балеты под рукой Пикассо предстают как лаборатории по созданию «всеобъемлющего произведения искусства», выходящего за рамки традиционных отношений между музыкой, танцем и декорациями.

Натюрморт: гитара, газета, стакан и трефовый туз, 1914 год, Пабло Пикассо

Национальный музей Пикассо, был создан в 1985 году. Он хранит произведения, которые наследники художника передали государству в 1979 году. Для создания коллекции, в полной мере отражающей творчество художника, они щедро предоставили государству право "первого отбора" из числа 70 тыс. произведений, хранящихся в разных его мастерских. В том же году наследники передали собрание произведений искусства Иберии, Африки и Океании из личной коллекции самого художника. Наследники Пикассо, заботясь о том, чтобы это собрание было сохранено целиком, доверили музею и около 200 тыс. единиц из личных архивов художника.

Обнаженная в саду, 1934 год, Пабло Пикассо

После кончины Жаклин Пикассо, в 1986 году ее дочь великодушно передала государству собрание, особенно обогатившее раздел, посвященный искусству Пикассо 1960-х годов. В результате двух исторических передач и двадцати лет активной закупочной политики музей обладает сегодня уникальной коллекцией, насчитывающей более 5 тыс. произведений Пикассо.

Со времени своего основания Национальный музей Пикассо поддерживает с Эрмитажем дружеские связи, став привилегированным партнером крупнейшего российского музея. Так, Эрмитаж предоставлял работы Пикассо из своего собрания на выставку «Матисс-Пикассо» (2002) и «Пикассо и старые мастера» (2008-2009).

Об особом отношении Эрмитажа к творчеству Пикассо говорит и тот факт, что для нынешней выставки предоставлены не только залы третьего этажа Эрмитажа (как было в 1956 году), а и парадные залы Зимнего дворца - Фельдмаршальский, Гербовый и Пикетный зал, Восточная галерея.

Пиотровский говорит, что Эрмитаж и Национальный музей Пикассо – это музеи с характерами, и устраивать подобные выставки им не так просто. «Но мы рады тому, что выставка приехала в Эрмитаж именно из Национального музея Пикассо, институции, не просто посвященной памяти великого художника, но и являющейся образцом того, как можно и нужно сохранять наследие великих людей в условиях рыночных отношений, власти денег и сложных правил владения, наследования и авторских прав. Тут есть чему поучиться», - считает Михаил Пиотровский.

Кошка, схватившая птицу, 1939 год, Пабло Пикассо

Этот великолепный опыт сотрудничества с закрытием нынешней выставки не закончится. «Доброе согласие и взаимопонимание, установившееся между двумя музеями в процессе подготовки и монтажа этой большой и сложной выставки, позволяет надеяться на успешный обмен знаниями, инновациями и творческими планами в дальнейшем», - считает Анн Бальдассари, директор Национального музея Пикассо. К выставке подготовлен великолепный научный иллюстрированный каталог «Пикассо», который отражает весь размах экспериментов и поисков художника и является первым изданием в России, посвященным собранию Национального музея Пикассо в Париже.

Кураторы выставки - Анн Бальдассари и Альберт Костеневич, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения. Именно он в канун официального открытия выставки ответил на вопрос, который давно мучает не только испанцев и французов, но и россиян: как правильно произносить фамилию художника – с ударением на «а» или с ударением на «о»? Оказывается, в России – с ударением на «о» - ПикассО. Запомните и смотрите, восхищайтесь и возмущайтесь, удивляйтесь и размышляйте…

Последний день работы выставки – 4 сентября.

Неонилла Ямпольская

Фото: картины на выставке, пресс-служба Эрмитажа