Posted 25 октября 2010,, 10:51

Published 25 октября 2010,, 10:51

Modified 1 апреля, 11:35

Updated 1 апреля, 11:35

Эксперт: «Экологическую катастрофу» придумали блогеры

25 октября 2010, 10:51
В 2008 году в Новосибирской области из-за аварии на магистральном нефтепроводе «Омск-Иркутск» произошел разлив нефти. Авария вызвала негодование экологов и блогеров, которые обвинили обслуживающую нефтепровод «Транссибнефть» в попытках скрыть истинные масштабы экологической катастрофы.

В декабре 2008 года в Мошковском районе Новосибирской области из-за аварии на магистральном нефтепроводе «Омск-Иркутск» произошел разлив нефти. Авария вызвала негодование экологов и блогеров, которые обвинили обслуживающую нефтепровод «Транссибнефть» в попытках скрыть истинные масштабы экологической катастрофы. О причинах, последствиях аварии, о мерах по их устранению, а также об информационной кампании, развернутой против «Транссибнефти», «Росбалту» рассказал сопредседатель общественного совета «Честный выбор», генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.


- Общественный совет «Честный выбор», который вы возглавляете, обнародовал заявление о «черном пиаре» «Справедливой России». Речь идет о двух видеороликах, размещенных в Интернете. В одном из них жители жалуются на нефть, которая буквально «сочится» из земли после двухгодичной давности аварии на нефтепроводе под Новосибирском, в районе деревни Мошково. В другом о «преследованиях» со стороны «Транссибнефти» рассказывает некий Николай Кузнецов. Чего в этой кампании, по-вашему, все-таки больше: личных интересов Кузнецова или пиара «Справедливой России»?

- Мотивы могут удачным образом сочетаться, и здесь как раз тот самый случай. Есть Николай Кузнецов, который стремится найти такие аргументы, которые позволили бы ему уйти из «Транссибнефти», не возмещая ущерб, ей причиненный. Это один мотив. И другой мотив – это интересы «Справедливой России» по мобилизации электората в ходе недавней кампании по выборам в Законодательное собрание Новосибирской области. Я не вижу ничего странного в том, что эти интересы сошлись. Тем более что «Справедливой России» - для того, чтобы обвинять «Транссибнефть», для того, чтобы построить относительно убедительную информационную кампанию накануне выборов, - нужен был человек «изнутри». И они нашли его.

Валерий Домрачев, который баллотировался в Законодательное собрание Новосибирской области от «Справедливой России», знаком с Кузнецовым. Именно Домрачев предоставил публикаторам, известному деятелю «Справедливой России» Дмитрию Гудкову и Алексею Навальному, «кузнецовские» материалы. Об этом говорит сам Гудков в подписи под роликом на Youtube. Все очень заметно на самом-то деле.

Ролики слеплены не очень профессионально. 4 октября – день появления в сети главного из них – это пик выборов (день голосования, напомню, был 10 октября). Но главный аргумент в пользу политической кампании, а не экологической активности - история с сомнительной, назовем это так, посещаемостью основного ролика. Гудков днем 12 октября говорит, что ролик посмотрен 1 363 818 раз, хотя на самом деле даже к вечеру того же дня (на 18.00) ролик был просмотрен лишь 1 343 769 раз. При этом 1 296 237 просмотров было сделано с сайта «Компромат.Ру», а этот сайт никакой информации о ситуации в деревне Мошково Новосибирской области вообще не публиковал.

Несмотря на огромную искусственную посещаемость, реальный интерес к этой кампании у населения невелик. По счетчику Youtube, дневное количество посещений ролика составило максимум 16 с небольшим тысяч. Гудок ушел в свисток, так сказать.

- Кстати, о Николае Кузнецове. В прессе писали, что ему угрожают, портят машину, подбрасывают всякую гадость в почтовый ящик. Вам известно, кто это делает и в чьих интересах?

- Мы внимательно посмотрели, что представляет собой Кузнецов. Попросту говоря, он завскладом, хотя официально должность звучит более сложно. У «Транссибнефти» к нему были материальные претензии, причем они возникли до его так называемой правозащитной деятельности. Речь идет не только о недостачах, но и о сомнительных командировочных удостоверениях более чем на 100 тысяч рублей. Нарушения, насколько я могу судить, были выявлены достаточно давно. Более того, «Транссибнефть» обращалась в правоохранительные органы по этому поводу, но в возбуждении уголовного дела против Кузнецова ей было отказано за истечением срока давности. Сейчас рассматривается гражданский иск «Транссибнефти» к Кузнецову о возмещении ущерба. Неудивительно, что около двух месяцев он лежал в больнице, а в течение первого полугодия этого года на больничном провел 48 дней.

В ролике Кузнецов неубедителен. Какой «борец с режимом» из завскладом? Например, история с разбитым лобовым стеклом его машины и свастикой на нем просто шита белыми нитками. И, тем не менее, эта тактика «покушений» и всего прочего для Кузнецова очень естественна. С ее помощью он пытается создать себе для торга с «Транссибнефтью» максимально выгодную площадку. Его сегодняшняя «площадка» проста и внешне логична: деятель экологического движения и человек пострадавший. Я думаю, что он хочет обменять это на снятие претензий к нему со стороны «Транссибнефти».

- Но он все еще работает в «Транссибнефти»?

- Мы выяснили и это. Как ни удивительно, да. При этом он проводит огромное количество времени на больничном, однако встречается с людьми, выступает на разных акциях и в СМИ. Что это за «преследователи», которые и уволить-то толком не могут?

- Что происходит на самом деле? Например, в чем причина аварии на нефтепроводе «Транссибнефти» в районе поселка Мошково Новосибирской области, вызвавшей широкий общественный резонанс?

- Насколько я информирован, там проводились плановые ремонтные работы. И в процессе замены одного из узлов произошел разлив.

- Поскольку разлив нефти случился зимой, река и земля были замерзшие. Каковы были бы последствия, если бы авария произошла в более теплое время года?

- Последствия были бы намного более трагичными. Зимой же речь шла фактически лишь о том, чтобы собрать нефть со льда. Она и была собрана всего за несколько дней, уже в конце декабря 2008 года. Авария, напомню, произошла 27 декабря. Поэтому в почву большое количество нефти попасть не могло. А уже в январе 2009-го собранную нефть заключили в специальный резервуар.

- И какой в итоге материальный ущерб нанес этот разлив нефти?

- Чуть более 4 млн рублей, что, конечно, тоже неприятно. Но ни о каких 4 млрд, о которых заявляют организаторы «роликовой» кампании, речи не идет. Они заведомо завышают ущерб на три порядка. И никаких тысяч тонн разлившейся нефти, о которых они говорят, тоже нет. Тысячи тонн залили бы весь Мошковский район. Конечно, там были очевидные проблемы. Но ведь проводилась рекультивация, затем целый ряд других мероприятий. Постоянно шли проверки контролирующих органов. Их, по-моему, было около 15. Ни одна из них не выявила ничего критического. То есть было много системной работы, и, наконец, все вопросы Росприроднадзором сняты.

Но главный аргумент в пользу того, что проблемы решены, - люди, которые реально занимаются садоводством. Это заметно даже в критических телерепортажах. Кто будет выращивать фрукты и овощи для своего стола на землях, которые отравлены нефтью?

Беседовал Евгений Стариков