Posted 12 ноября 2010,, 17:11

Published 12 ноября 2010,, 17:11

Modified 1 апреля, 11:17

Updated 1 апреля, 11:17

Крабы защитят Кунашир от японцев

12 ноября 2010, 17:11
Несмотря на ухудшение отношений с Россией, на экономические санкции японцы не пойдут. Они стерпят обиду от визита Дмитрия Медведева на остров Кунашир, который считают своим. В том числе - чтобы не терять возможность за бесценок покупать у России морские деликатесы.

Япония не заинтересована ни в сокращении российского импорта энергоресурсов, ни в закрытии для своих автопроизводителей большого российского рынка. Поэтому, несмотря на ухудшение отношений с Россией, на экономические санкции японцы не пойдут. Они стерпят обиду от визита Дмитрия Медведева на остров Кунашир, который считают своим. В том числе - чтобы не терять возможность за бесценок покупать у России крабов и другие морские деликатесы, говорят эксперты. Россия рискует лишь недополучить инвестиции, поток которых мог бы резко увеличиться, если бы территориальный спор был решен.

Напомним, 29 сентября, будучи в Петропавловске-Камчатском, Дмитрий Медведев пообещал «в ближайшее время» посетить Курилы. «Обязательно туда полечу. Это очень важный регион нашей страны», — сказал тогда президент. Правительство Японии в тот же день настояло на отмене визита Медведева на Курилы, а министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара заявил, что возможное посещение Медведевым Курильских островов «нанесет серьезный ущерб» двусторонним отношениям. В итоге поездка не состоялась - по официальной версии, помешала нелетная погода.

Однако 1 ноября Медведев все-таки посетил один из Курильских островов - Кунашир. На следующий день Япония отозвала своего посла из России, пообещав, что вопрос о других мерах будет решен после консультаций с послом.

То, что президент РФ прилетел в Кунашир менее чем за две недели до двух крупных международных встреч в Японии – саммита АТЭС в городе Иокогама и Четвертого российско-японского инвестиционного форума в Токио – похоже на провокацию со стороны России. «Это очередной взрыв на фоне наших непростых послевоенных отношений. Но, возможно, визит Медведева на остров и последующая реакция на это – обдуманная идея с российской стороны», – отмечает профессор кафедры мировой экономики МГИМО, специалист по экономике Японии Валентин Алексеев.

Между тем, российская делегация как ни в чем не бывало приехала в Японию для участия в саммитах. Правда, 11 ноября председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер без объяснения причин отменил визит в Японию, в ходе которого планировалось обсудить проект строительства под Владивостоком совместного предприятия по переработке газа. Некоторые эксперты считают, что таким образом Москва послала Токио сигнал: Россия нужна Японии больше, чем Япония – России.

12 ноября Япония отказалась от запланированного на этот день подписания протокола об экономическом сотрудничестве. Как объяснил министр экономики, торговли и промышленности Японии Акихиро Охата, который должен был подписывать документ с японской стороны (с российской – глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина), такое решение было принято в ответ на поездку Медведева на Южные Курилы. Впрочем, это документ не первой важности, он не имеет обязательной силы, стороны лишь высказывались в нем за продолжение общей координации в деле развития контактов в сфере экспортно-импортных операций и капиталовложений. Да и генеральный секретарь кабинета министров Японии Есито Сэнгоку позже заверил, что отсрочка подписания протокола не имеет отношения к поездке Медведева, а вызвана тем, что Акихиро Охата должен был находиться в парламенте и не смог оказаться на форуме для подписания документа.

«Я думаю, что все эти события – отзвуки той напряженности, которая возникла в наших отношениях после посещения Медведевым Южных Курил», – говорит руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. Но он обращает внимание, что «пока конфликт наших стран развивается лишь на уровне организационных мер». «Это временное, эмоциональное явление. В дальней перспективе эти разногласия вряд ли окажут влияние на наши связи. У нас они и так не на очень высоком уровне, если сравнивать с отношениями с Китаем или Южной Кореей», – замечает глава исследовательского центра.

Ученый сомневается, что эскалация конфликта приведет к отказу одной из стран от закупок товаров у другой. Он напоминает, что Япония в основном импортирует из России энергоресурсы, лес, цветные металлы. «Что, она откажется от этого сырья? Вряд ли, она в нем нуждается, – говорит Кистанов. – Откажется от закупок наших морепродуктов? Но в Японию они поставляются в основном контрабандой по очень низким ценам, поэтому в случае отказа Японии наши жители ей только спасибо скажут, потому что получат возможность дешево покупать крабов и многие другие прелестные вещи». Он добавляет, что Япония вложила большие средства в Сахалинские проекты и не сможет просто выйти из них.

По мнению эксперта, Япония также не станет ограничивать экспорт в Россию. «У Японии мы покупаем главным образом автомобили. Если японцы перестанут их нам поставлять, им спасибо скажут их европейские и американские конкуренты. И не будет же Япония закрывать свои российские заводы, например, Toyota и Nissan в Санкт-Петербурге и Kumatsu в Ярославле».

Вряд ли Япония откажется и от инвестиций в Россию, которые и так очень малы, продолжает японовед. «Ее прямые инвестиции составляют меньше 1% от общего объема прямых иностранных инвестиций в Россию», – говорит он.

По мнению Валентина Алексеева из МГИМО, если бы не территориальные споры, Япония гораздо больше инвестировала бы в Россию, а внешнеполитические связи двух стран развивались бы более интенсивно. «Правда, есть и другой тормоз увеличения инвестиций в нашу страну – это то, что японцев не устраивает наше внутреннее законодательство», – добавляет профессор.

Он напоминает, что, хотя декларация о восстановлении дипломатических отношений между Японией и СССР была подписана в 1956 году, мирный договор между двумя странами не подписан до сих пор. «Япония хочет вернуть себе отошедшие России по итогам войны четыре острова Курильской гряды, а СССР был готов вернуть ей всего два, на что Япония не соглашалась и до сих пор не соглашается, – рассказывает японист. – Этот процесс тлеет уже больше полувека и является серьезным сдерживающим фактором развития наших отношений, в том числе экономических».

Алексеев подчеркивает, что сложность в разрешении территориального спора с Японией для России в том, что «весь мир, не говоря уже обо всех политических партиях внутри самой Японии, поддерживают в этом споре позицию Японии».

Евгений Новиков