Posted 30 марта 2011,, 14:31

Published 30 марта 2011,, 14:31

Modified 1 апреля, 08:57

Updated 1 апреля, 08:57

Хаос в «стране какао»

30 марта 2011, 14:31
Четырехмесячное вооруженное противостояние в Кот-д'Ивуаре грозит перерасти в гражданскую войну. И пока ООН пытается примирить противоборствующие стороны, вслед за ливийской нефтью с мировых рынков может исчезнуть и какао.

Ситуация в Ливии отвлекла наблюдателей от событий, происходящих в центре африканского континента - в Кот-д'Ивуаре. Четырехмесячное вооруженное противостояние в этой стране грозит перерасти в полномасштабную гражданскую войну. ООН пытается примирить противоборствующие стороны. Но пока международное сообщество снова проходит тест на состоятельность принимаемых решений, вслед за ливийской нефтью с мировых рынков может исчезнуть и какао.

Во вторник силы сторонников одного из претендентов на пост президента Кот-д'Ивуара Алассана Уаттары захватили ключевые в военно-стратегическом отношении города страны. Под контроль повстанцев перешли Далоа и Бондуку. Это означает, что мятежникам открыт путь к административной столице страны Ямусукро и важнейшему морскому порту Сан-Педро. Отметим, что ранее бои велись только в западных районах Кот-д'Ивуар и в северной части крупнейшего города - Абиджана. Теперь противники бывшего президента Лорана Гбагбо могут надеяться на то, что захват столицы или порта сможет вынудить его покинуть свой пост.

Напомним, причина гражданской войны в том, что Алассан Уаттара был признан победителем президентских выборов в ноябре прошлого года, но до сих пор не может приступить к выполнению своих обязанностей. Проигравший выборы экс-президент Лоран Гбагбо оспаривает результаты голосования и отказывается уходить в отставку. Уаттара и Гбагбо оба объявили себя президентами. При этом законность избрания первого признают ООН, Африканский союз, другие международные и региональные организации, второй же имеет серьезную поддержку внутри страны.

Противостояние сторонников двух д'ивуарских лидеров длится уже более четырех месяцев и достигло такого накала, что, по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, не менее 116 тыс. человек, опасаясь гражданской войны, были вынуждены покинуть Кот-д'Ивуар. Беженцы укрылись в соседних африканских странах. Большинство из них (112 тыс.) нашли убежище в Либерии. Ежедневно еще около 300-400 человек пересекают границу этого государства.

Международное сообщество предпринимает попытки к разрешению политического кризиса, грозящего перерасти в гуманитарную катастрофу. Франция 29 марта потребовала даже принять специальную резолюцию Совбеза ООН по ситуации в Кот-д'Ивуаре и даже, возможно, ввести санкции. Хотя итак уже в этой африканской стране действует миссия ООН, насчитывающая более 9 тыс. человек. В нее входят военнослужащие и полицейские из 54 стран, в том числе из России и Украины. В рамках французской миссии «Единорог» (L’Unicorne) в Кот-д'Ивуаре размещены еще около 900 человек. При этом противоборствующие стороны всячески препятствуют миротворческому контингенту в выполнении его обязанностей.

Кроме того, власти страны, являющейся крупнейшим в мире производителем какао-бобов (доля государства на мировом рынке составляет 40%, какао экспортируется на $4,5 млрд в год в текущих ценах), ввели эмбарго на экспорт этого продукта. Алассан Уаттара, пригрозил даже сделать бессрочным действие эмбарго, если Лоран Гбагбо не откажется от борьбы за власть. В связи с этим, только за последний месяц цены на какао-бобы на мировом рынке взлетели на 10%. Эксперты не сомневаются, что скоро они перекроют прежний рекорд в $3720 за тонну, установленный в 1979 году. Таким образом, над «шоколадной» отраслью нависла одна из самых больших угроз за всю ее историю.

В некоторых СМИ уже поспешили объявить, что противостояние в Кот-д'Ивуаре, грозит перейти в настоящую гражданскую войну и, кроме того, «угрожает стабильности на всем африканском континенте». И действительно, д'ивуарская нестабильность уже сказывается на Гане, где на данный момент насчитывается более трех тысяч беженцев, а также и на Гвинее, Мали, Буркина-Фасо, Бенине, Нигерии.

Между тем, заместитель директора Института Африки РАН Дмитрий Бондаренко заявил в беседе с «Росбалтом» что, «если не принимать в расчет экономическую сторону вопроса, прямого влияния события в Кот-д`Ивуаре на события в большинстве других африканских стран, за исключением непосредственно граничащих с ним, не окажут». Даже несмотря на то, что, по мнению Бондренко, речь может идти о полномасштабном возобновлении гражданской войны в этой стране, расколотой две части: мусульманскую северную и христианскую южную. Перспективы возобновления гражданской войны достаточно велики, если мировому сообществу не удастся в достаточной степени «надавить» на какую-либо из противоборствующих сторон, а этого, «судя по всему, не удастся, тем более, что в связи с событиями в Ливии мировому сообществу становится не до д`Ивуара», считает Бондаренко.

«Сама по себе ситуация для Африки достаточно типична, - продолжает эксперт. Недавно похожие события происходили в Кении, несколько лет назад - в Либерии. Два претендента провозглашают себя победителями, ни один не хочет признавать свое поражение и уйти. Другое дело, - отмечает Дмитрий Бондаренко, - что тот или иной вариант разрешения патовой политической ситуации в Кот-д`Ивуаре послужит прецедентом для решения аналогичных ситуаций, которые могут возникнуть и в других африканских государствах».

Вместе с тем, стоит обратить внимание на другой аспект, а именно, на реакцию и возможные действия в этой ситуации мирового сообщества. Пока не очевидно, какой путь урегулирования будет избран и какие методы будут применены для разблокирования д'ивуарской ситуации. Как отмечает Дмитрий Бондаренко, в последние годы, мировое сообщество в лице ООН, Африканского союза, пытаются влиять на положение дел внутри отдельных государств.

Москва традиционно выступает против силового решения политического кризиса. Как заявил недавно глава МИД РФ Сергей Лавров, «силовое вмешательство, является абсолютно неприемлемым», «нельзя создавать подобного рода прецеденты, подавать плохой пример, который будет использоваться каждый раз, когда кто-то недоволен выборами».

Возможно, что подобная позиция России, во многом, кстати, напоминающая позицию по Ливии, сейчас является лучшим выходом из возможных. Но это будет определяться конечным итогом д'ивуарского противостояния. Если какой-то из лидеров, придя к власти, не забудет, что Россия поддержала его на дипломатическом уровне, тогда Москва, возможно, получит какие-либо преференции, прежде всего, конечно, экономические. Вот тогда-то и можно будет говорить о прозорливости политического предвидения, исходя из прагматических интересов.

Дмитрий Пановкин