Posted 18 апреля 2011,, 14:44

Published 18 апреля 2011,, 14:44

Modified 1 апреля, 08:39

Updated 1 апреля, 08:39

Опер: Убийца Маркелова - Тихонов

18 апреля 2011, 14:44
Процесс над националистами Никитой Тихоновым и Евгенией Хасис, которые обвиняются в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналиста Анастасии Бабуровой, перешел в окончательную стадию. В конце слушаний и прокуратура, и защита приготовили «сюрпризы».

Процесс над националистами Никитой Тихоновым и Евгенией Хасис, которые обвиняются в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналиста Анастасии Бабуровой, перешел в окончательную стадию. В конце слушаний и прокуратура, и защита приготовили «сюрпризы».

Чем ближе вынесение приговора по громкому делу, тем стремительнее развиваются события в Мосгорсуде. 14 апреля на слушания неожиданно не явилась одна из присяжных Анна Добрачева, и ее заменили на запасного заседателя. На следующий день прокуратура должна была закончить представление доказательств и приготовила обвиняемым неприятный сюрприз. По данным «Росбалта», на процессе планировали продемонстрировать видеозаписи с камер, тайно установленных сотрудниками ФСБ РФ в квартире, где проживали перед арестом Тихонов и Хасис.

Ранее про то, что в помещении, помимо аудиозаписи, велась еще и съемка, было неизвестно. На пленках хорошо видно, как парочка профессионально разбирает-собирает оружие, демонстрирует навыки обращения с ним и т.д. Напомним, Хасис заявила на суде, что она не имеет отношения к убийству Маркелова и Бабуровой, с оружием обращаться не умеет и «сильно побаивается всех этих штук». Записи подобные доводы Хасис опровергают. Также 15 апреля прокуратура планировала заслушать показания нового свидетеля, существование которого было засекречено. Однако в этот день слушания пошли не по запланированному сценарию.

Прокурор Борис Локтионов решил огласить признательные показания Никиты Тихонова, которые он дал сразу после ареста. (Потом молодой человек от них отказался). Против этого стали возражать адвокаты обвиняемых. Присяжных отправили в совещательную комнату, в их отсутствие адвокаты Тихонова заявили, что первоначальные показания их доверителя были получены путем угроз и шантажа. «Я просто подписывал готовые протоколы допросов и учил их наизусть», - заявил сам Тихонов. По его словам, в случае отказа подписать бумаги следователи якобы обещали посадить Хасис в одну камеру с мужчинами.

По версии Тихонова, помогал следователям выбивать показания его сейчас уже бывший защитник Евгений Скрипилев. Прокурор сразу возразил на это, что договор со Скрипилевым подписывал отец Тихонова.

Сам Скрипилев, присутствовавший на процессе, передал письменное заявление, в котором были указаны адрес его бюро и его личный электронный ящик. В нем адвокат опроверг доводы об имевшем место давлении на Тихонова и отметил, что его нынешние защитники занимаются «шельмованием».

В результате судья все же разрешил зачитать первоначальные показания Тихонова. Когда оглашали материалы, где обвиняемый подробно описывает, как он выстрелил в затылок адвокату, а потом в лицо Бабуровой, у старшины присяжных закатились глаза, изо рта пошла пена, он упал на пол. «Скорая» определила, что у мужчины случился сердечный приступ, и слушания были отложены до 18 апреля. Таким образом, прокуратура свои «сюрпризы» продемонстрировать в суде не успела.

А на выходных начались уже неприятные сюрпризы для самой стороны обвинения. Неизвестные узнали адрес электронной почты Скрипилева, указанный им в заявлении, переданном суду, и прислали письмо с угрозами. Аноним пугал адвоката и сообщал, что «Маркелов ждет тебя в гости». Одновременно с этим пропавшая присяжная Анна Добрачева заявила СМИ, что на нее оказывалось давление со стороны старшины коллегии и еще одного присяжного, которые настаивали на обвинительном приговоре Тихонову и Хасис.

На этом основании уже в понедельник адвокаты подсудимых подали ходатайство о роспуске коллегии заседателей. Судья Александр Замашнюк в его удовлетворении отказал, назвав происходящее «домыслами стороны защиты». Он также сообщил, что старшина присяжных, потерявший сознание в пятницу, выбыл из процесса по состоянию здоровья. Адвокаты обвиняемых пытались еще добиться отвода двух присяжных и самого судьи, но безуспешно.

И тут настало время для сюрпризов от прокуратуры. В зал суда в качестве свидетеля был приглашен ближайший соратник Тихонова и Хасис - лидер российского «филиала» международной неонацистской группировки Blood & Honour Combat-18 Сергей Голубев по кличке Опер. Он часто упоминается в материалах дела, однако во время следствия допросить Опера не удалось - он скрывался. Обвиняемые предполагали, что Голубев продолжает оставаться в бегах, поэтому его появление стало для них полной неожиданностью. Явно помрачневший Тихонов сразу заявил, что впервые видит Голубева.

Выступая в суде, свидетель подтвердил, что является лидером Комбат-18 по кличке Опер. По его словам, с Тихоновым он познакомился в 2003 году, однако тесно общаться они стали только в 2007 году. Тогда же Никита сказал, что националисты вышли на новый уровень, начали убивать антифашистов, и предложил Голубеву «встать на путь вооруженной борьбы», однако Опер отказался. «Я никогда не собирался изменить государственный строй, - сообщил Голубев присяжным. - Меня устраивало мое положение в иерархии бритоголовых. Я русский националист и не стесняюсь этого. А вот Тихонов здесь говорил, что он не националист. Я считаю, что это неправильно».

По словам Опера, 19 января 2009 года (день убийства Маркелова и Бабуровой) он находился в Праге, когда узнал о расстреле адвоката и журналиста. Опер сразу догадался, что преступление совершил Тихонов. Позже его подозрения подтвердились. Сначала сам Никита сообщил приятелю, что это была «отличная акция, которую надо брать в пример», а потом Опер увидел в Интернете записи с камер наблюдения, на которых запечатлен убийца Маркелова и Бабуровой и однозначно опознал в нем Тихонова: «У него характерная походка, для человека, который хорошо знает Никиту, такая особенность бросается в глаза».

Свое решение придти в суд Опер объяснил тем, что в Интернете была опубликована расшифровка беседы Хасис с контрразведчиками, во время которой девушка сообщает все подробности о лидере «Комбат-18». «Мне надоело слушать в Интернете разговоры некоторых людей с оперативными сотрудниками», - заявил Голубев. Он сообщил, что прослушал в Интернете сделанные ФСБ записи разговоров, на которых Тихонов и Хасис обсуждают, кого бы хорошо было убить. Среди потенциальных жертв они называли и Голубева. «Не тебе решать, кого убивать», - бросил в сторону Никиты Голубев. «Жаль, не убили», - раздалось в ответ. «Ну вот, а говорил, что не знаешь меня», - парировал Опер.

По версии следствия, член националистического движения «Объединенные бригады-88» Никита Тихонов, находясь в розыске по подозрению в убийстве антифашиста Рюхина, вместе с Хасис и другим соратником Алексеем Коршуновым (Коршун) примкнули к московской ячейке международной профашистской организации Blood & Honour Combat-18 («Кровь и Честь Комбат-18» — цифры являются зашифрованными инициалами Адольфа Гитлера), лидером которой был Голубев.

В спецслужбах считают, что Тихонов и Хасис подготовили для «Комбат-18» программный труд «Стратегия-2020». По данным правоохранительных органов, была создана и боевая группа, в которую, помимо Тихонова и Хасис, вошли и другие лица — Коршун, Моня, а также некие Эд, Василий, Северный. У группы имелся свой арсенал оружия. При обыске квартиры, где скрывались Евгения и Никита, были обнаружены пистолет «Браунинг» 1910 года выпуска, револьвер 1895 года выпуска, автомат Калашникова, четыре гранаты Ф-1 времен ВОВ. «Браунинг» был любимым пистолетом Тихонова, он почти никогда не расставался с ним, именно из него застрелили Маркелова и Бабурову. Как считают в спецслужбах, эта боевая группа совершила целую серию и других резонансных преступлений. В частности, Коршун сейчас находится в розыске за убийство судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова.

По данным следствия, для «раскрутки» убийств, совершаемых националистами, был создан интернет-бренд «Боевая организация русских националистов» (БОРН), который должен был брать на себя ответственность за все операции. Оперативники выяснили, что пресс-релизы от имени БОРН рассылал в различные СМИ Опер. Сам Голубев для следствия был долгое время недоступен. Еще перед арестом Тихонова и Хасис он почувствовал неладное и скрылся..

Герман Александров